Станислав Мойсеев: «Я противник того, чтобы смешивать театр и личную жизнь»

Станислав Моисеев получил признание как один из лучших режиссеров Украины. Его спектакли всегда находили отзыв у зрителей нашей страны и за рубежом. А Молодой театр, который Моисеев возглавлял 15 лет, из самой маргинальной киевской сцены  превратился в европейский интеллектуальный театр. Именно Станислава Анатольевича видел своим преемником Богдан Ступка, и именно его просил назначить художественным руководителем Национального театра имени Ивана Франко. Мельпомена опекает и личную жизнь режиссера. Его жена – известная актриса Римма Зюбина, а мама Евгения Воробьева – прима Донецкого драматического  театра в 80-ых годах. В преддверии Международного дня театра, который празднуется 27 марта, Станислав Моисеев ответил на вопросы “ГолосUA».

Профессиональные интересы – это «плюс»

— Вы режиссер, а ваша жена Римма Зюбина – актриса. Получается, что День театра ваш семейный праздник. Как вы его отмечаете?

Как то хочется в Международный день театра обойтись хотя бы дома без театра (смеется). Иногда это даже получается. Вот уже несколько лет подряд я уезжаю из Киева именно в  этот период.

— Путешествуете?

По-разному – иногда с рабочей поездкой, иногда путешествую. Вот и в этот раз меня тоже ждет деловая поездка… А если серьезно, то профессиональные праздники очень значимы для людей, которые принадлежат к этим содружествам. Я в День театра всегда ощущаю какое-то приподнятое настроение, даже начинаю больше себя любить… К тому же этот день  празднуется во всем мире, поэтому приятно согревает ощущение большой театральной семьи.

— Вы с женой делаете друг другу подарки в этот день?

Нет, это было бы слишком. Хотя, естественно, мы поздравляем друг друга с самого утра (улыбается). К тому же моя мама тоже актриса. Она не работает в театре около 10 лет и до сих пор сожалеет, что ушла на пенсию. Для мамы поздравления с нашей стороны очень важны. А вот мы с женой относимся к этому всему более иронично.

— Жена-актриса –для семейной жизни режиссера это «плюс» или «минус»?

На этот вопрос однозначно ответить невозможно. Несомненный  «плюс» – это общие профессиональные интересы. А с другой стороны – творчество всегда сложно, и у нас с женой могут быть в разные мнения на спектакли и роли.  Из-за этого бывают конфликты в оценках тех или иных явлений. Был период, когда Римма пыталась меня наставлять. Ей казалось, что я недостаточно старателен в надзоре над моими спектаклями: мало делаю как руководитель театра, как режиссер… Конечно, я из всех сил сопротивлялся этой опеке. В любом случае, я противник того, чтобы смешивать театр и личную жизнь. От этого и профессия, и семья только выигрывает.

А мама-актриса как вас воспитывала?

Временами (смеется). Я рос и за кулисами, и сам дома. Но, к счастью, у меня была бабушка, которая меня воспитывала. Она ради меня бросила работу, не дождавшись пенсии. Ведь в то время театральные гастроли происходили постоянно. Часто театры уезжали в отдаленные города СССР на 2 или 3 месяца.   И я оставался только с бабушкой,  тоскуя за родителями. А они в это время веселили сердца совсем чужих людей. К тому же в провинциальных театрах у актеров всегда плотный график выходов на сцену – труппы маленькие, поэтому очень много ролей.

— В каком театре служила ваша мама?

В различных, но самый значительный – это последний период ее творчества в Донецком национальном академическом театре. Поэтому я видел ее нечасто. Вечерами, когда мама возвращалась из театра, я уже спал, а утром, когда я собирался в школу – она еще спала (улыбается).  Так что мы виделись только в те редкие минуты, когда я возвращался из школы, а мама приходила домой передохнуть перед спектаклем.

Что такое режиссер, я слабо представлял

— Домашнее задание мама проверяла?

Нет, никогда. Ответственность за учебу лежала полностью на мне.

— Как же тогда родилась идея стать режиссером? Вы ведь видели сложности этой профессии, то, как страдает семья от постоянной занятости на работе…

Но разве в столь юном возрасте можно оценить все подводные камни той или иной профессии? Я рассматривал разные варианты поступлений в институт, хотя театр меня очень увлекал. В первый раз я вышел на сцену, когда мне было 3 года. И тогда отравляющая пыль кулис попала в мой молодой организм, и принялась затягивать меня в этот омут… Конечно, я хотел стать актером, а что такое режиссер, очень слабо представлял. Кто такие артисты, я понимал: поют,  танцуют, грают на сцене! А зачем режиссер – совершенно не понятно. Но мое желание поступать на актерский факультет натолкнулось на очень жесткую реакцию родителей. Мама очень эмоционально сказала: я лягу на пороге дома, но этого не допущу. Поэтому  на семейном совете был выбран компромисс – режиссура. Ведь, если я захочу играть на сцене, режиссура мне не помешает. Эта логика меня убедила: я поступил на режиссерский факультет в Киевский театральный  институт имени Карпенко-Карого на совместный актерско-режиссерский факультет.

— Получается, родители были правы в своих убеждениях?

Да, спустя годы я им благодарен. Режиссер – сложная профессия, но очень увлекательная. В ней главное – сложная система взаимодействий с людьми, которых нужно собрать, объединить, и получить коллективный результат. Но мне всегда нравились сложности. Хотелось что-то преодолевать, не идти проторенными дорогами. Я учился с увлечением, и уже на 2 курсе стал понимать, что от меня требуется. Постепенно эта профессия стала меня манить.

— Свою успешную карьеру в Киеве вы начали как художественный руководитель Молодого театра. А до этого там ежегодно сменялись режиссеры. Не было ли и у вас желания все бросить и уйти на свободные хлеба?

Такие мысли периодически приходят. Я понимаю, что это странно слышать от многолетнего руководителя известного театра. Но я стараюсь откровенно говорить о профессии. Когда ты много лет занимаешься театром, то невольно попадаешь в одни и те же ситуации (мы это называем театральной рутиной ), а это уже неинтересно. Вот и возникают невеселые мысли.

— Что вы имеете в виду под рутиной?

Сплетни, склоки, интриги, борьбу нездоровых амбиций. В театре интересно заниматься строительством, созданием проектов, спектаклями. Мне бы хотелось, чтобы в украинских театрах произошла реформа, которая даст возможность уменьшить рутину (изжить ее, увы, нельзя).

— У вас в прошлом году произошел грандиозный виток в карьере – вы стали художественным руководителем первой драматической сцены Украины – Национального театра имени Ивана Франко. Чего ждете от жизни сейчас? 

— Я всегда считал, что жизнь намного сложнее и драматичнее, чем театр. Поэтому нужно слышать и чувствовать реальность, обогащая свое творчество. А в театре мне бы хотелось, чтобы мое взаимодействие с франковцами принесло  положительные плоды. Ведь этот коллектив — национальное достояние. Надеюсь, что сейчас у нас начался интересный период работы.

Читайте также по теме