По решению правительства, украинская система здравоохранения должна быть реформирована. Опасения граждан по поводу того, что медпомощь после закрытия или перепрофилирования больниц, особенно в сельских и отдаленных районах, можно будет получить лишь «за тридевять земель», во власти считают безосновательными. А вместо закрытых больниц обещают внедрение новых технологий, в частности, создание Национальной системы телемедицины. Своим взглядом на решение глобальных и локальных проблем украинской медицины с корреспондентом ГолосUA поделилась народный депутат, представитель фракции Партии регионов, глава парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева.
— Министерство здравоохранения подписало с крупными украинскими бизнес-группами Меморандум о намерениях по созданию Национальной телемедицинской сети. Выделяет ли государство для этого бюджетное финансирование?
— Сегодня это только частные вложения, не имеющие бюджетного финансирования.
— А Комитет по вопросам здравоохранения собирается вносить предложения об изменениях в бюджете-2012 для финансирования этой программы, в рамках реформирования системы здравоохранения?
— Мы думаем над этим вопросом. Будем обсуждать его с министром здравоохранения Александром Анищенко и президентом Национальной академии медицинских наук Андреем Сердюком. Если в этом есть острая необходимость, думаю, мы это решим.
— Скажите, как продвигаются проекты по реформированию системы здравоохранения в пилотных регионах – Киеве, Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях?
— Перед парламентскими каникулами в июле было принято три важных законопроекта о реформировании системы здравоохранения. Они уже подписаны Президентом. Конечно, это очень сложный вопрос, вопрос времени. В регионах, определенных как пилотные, работа началась еще в октябре прошлого года. Сегодня мы с полной ответственностью можем говорить, что в реформировании лечебных учреждений уже очень многое сделано. Вчера я прилетела из Донецка. В Славинском районе Донецкой области своими глазами я видела восемь переоборудованных фельдшерско-акушерских пунктов, причем, на высоком уровне. Проведены капитальные ремонты, приобретено необходимое оборудование. Сегодня двери этих ФАПов открыты, туда идут жители, проходят там профосмотры. И это – определенное вдохновение для медицинских работников. Для их работы созданы все условия – есть компьютер, машина, ФАП снабжается медикаментами. Поэтому мы сегодня утверждаем – результаты уже есть.
— А можно ли на данном этапе уже подсчитать, какую экономию бюджетных средств дадут пилотные проекты и дадут ли они ее вообще? Ведь, по словам министра здравоохранения Александра Анищенко, эта цифра должна достигнуть 30%.
— Сейчас об экономии не может быть и речи. Мы вкладываем в эти проекты большие деньги. В бюджете 2012 года запланировано, что каждому пилотному региону будут выделены значительные средства, на уровне 60-ти, 80-ти и 100 миллионов гривен. В эту сумму включен капитальный ремонт лечебных учреждений, закупка оборудования и приобретение автомобилей, которых сейчас очень недостает. Ведь все двадцать лет независимости и я сама говорю и слышу из уст других политиков, особенно в предвыборный период, о том, что украинской медицине недостает около четырех тысяч машин. Двадцать лет они не закупались. Сейчас идет постепенное вложение средств.
А пока что — количество выявленных больных, взятых на диспансерный учет будет значительно большим, и экономии не будет. Это принесет результаты, думаю, в течение трех-пяти лет — когда будут снижены уровни инвалидности, смертности в группах сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний. Тогда и будет заметен экономический эффект.
— С вашей точки зрения, не ограничит ли возможность доступа к медицинской помощи для простых украинцев сокращение количества лечебных учреждений? Особенно в сельской местности и отдаленных регионах?
— Надо осознать необходимость этих шагов. Сейчас у нас в некоторых медицинских учреждениях нет пациентов, никого, кроме трех-четырех медработников.
— То есть, медучреждения надо закрывать?
— Конечно. За это «головой» отвечают губернаторы, органы местного самоуправления, весь состав правительства.
— Но для реформирования, например, системы скорой помощи необходимо не только новое оборудование и машины. Во многих уголках Украины в ужасном состоянии дороги. Как вы будете решать эту проблему, ведь «скорая» через 20 минут обязана будет доехать по вызову?
— Мы все сделаем. Может быть, здесь одно другому помогло. К Евро-2012 во многих регионах значительно улучшается качество дорог.
— Еще один вопрос – об украинском инсулиновом заводе «Индар». Разрешился ли конфликт вокруг этого предприятия?
— 14 сентября мы провели расширенное открытое заседание нашего Комитета с присутствием правоохранительных органов, СБУ, прокуратуры. Рассматривался этот вопрос, работа сегодняшнего руководства акционерного общества «Индар». Было принято решение о создании специальной следственной комиссии для расследования и проведения дальнейшей аналитики по этому вопросу.
— Кто сейчас является владельцем АО «Индар»? Это государственная собственность или частная?
— Насколько я знаю, на сегодняшний день – государственная. По моим сведениям, 70,7% акций принадлежит государству. Других документов я еще не видела. В 2007 году правительство под руководством Виктора Федоровича Януковича приняло постановление о том, что «Индар» внесен в реестр госучреждений, не подлежащих приватизации. Другой информации у меня нет. Если я увижу, что было принято другое решение, то пусть «объявляются» и другие собственники.