Т.Дурнева: «Для реализации комплексной госпрограммы поддержки переселенцев в госбюджете не заложено ни копейки»

30 марта на пленарном заседании парламент не смог утвердить постановление про рекомендации парламентских слушаний на тему «Состояние соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Украины и на временно неконтролируемой территории в зоне проведения антитеррористической операции". 31 марта все же народные депутаты проголосовали. Все ли действия со стороны государства в отношении внутренне перемещенных лиц происходят с таким трудом? Живут или выживают  ВПЛ в Украине? На эти и другие вопросы в интервью ГолосUA ответила Татьяна Дурнева – эксперт Института общественно-экономических исследований. 

— Сколько внутренне перемещенных лиц на данный момент в Украине?

— По состоянию на 4 апреля 2016 года, по данным Министерства социальной политики, в Украине зарегистрировано 1 760 972 внутренне перемещенных лиц или 1 407 382 семьи из Донбасса и Крыма. Нужно понимать, что далеко не все ВПЛ получают так называемые «переселенческие». По официальным данным, лишь чуть больше половины семей (787660) обратились к государству за назначением адресной социальной помощи для покрытия расходов на проживание (884 грн для нетрудоспособного населения и 440 грн для трудоспособного). 

— Как вы расцениваете ситуацию, когда 17 февраля на соответствующие парламентские слушания не явился ни один член КМУ?

— 31 марта 2016 года народные депутаты Украины 229 голосами приняли рекомендации парламентских слушаний на тему "Состояние соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Украины и на временно неконтролируемой территории в зоне проведения антитеррористической операции". Довольно оперативная реакция депутатов объясняется активностью комитета по правам человека, который инициировал проведение слушаний 17 февраля, а также поддержкой общественных организаций, занимающихся вопросами ВПЛ. Теперь наша общая задача — не снижать темпы и довести дело до конца, а именно — учесть все те 74 предложения, изложенные на 16 страницах, адресованные Президенту Украины, Верховной Раде и ее комитетам, Кабмину, НБУ, органам местного самоуправления и всем остальным, от кого в той или иной степени зависит вопрос помощи внутренне перемещенным лицам. В то же время, политика игнорирования таких мероприятий со стороны министров, несмотря ни на что, продолжается. Например, на выездное заседание комитета по правам человека, прошедшее 7-8 апреля в Краматорске, приехал, опять же, заместитель министра социальной политики Виталий Мущинин, который, на мой взгляд, заслуженно «отрабатывает грехи» своего начальника и министерства. Присутствие министра Павла Розенка на экранах ТВ с далеко неоднозначными заявлениями и отсутствие его на парламентских слушаниях и других подобных встречах может говорить о недостаточно адекватной оценке масштабов проблемы, вызванной внутренним перемещением людей и об отсутствии политической воли, что более вероятно.

— Охарактеризуйте законодательство Украины в сфере защиты прав внутренне перемещенных лиц…

— Перефразируя украинскую пословицу «умела готовить, не умела подавать», можно сказать, что спустя два года с момента возникновения проблемы,  в Украине уже есть довольно неплохое законодательство для защиты прав ВПЛ. Однако внедрение законов, процедуры и «новшества», которые придумывают чиновники, а также различная правоприменительная практика в регионах, иногда делают практически невозможными соответствующую реализацию норм  и защиту от дискриминации. В Украине есть и закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» с изменениями, вступившими в силу 13 января 2016 года, и комплексная государственная программа поддержки, социальной адаптации и реинтеграции ВПЛ, и Национальная стратегия в сфере прав человека, и ряд других актов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности внутренне перемещенных лиц. Однако, например, для реализации комплексной программы в государственном бюджете на 2016 год не заложено ни одной копейки, как, впрочем, и на план действий по реалиции Национальной стратегии. Что касается профильного закона, то одним из самых актуальных вопросов является приведение нормативно-правовых актов Кабмина в соответствии с изменениями согласно закону №921-VIIІ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Так, я говорю о постановлении Кабмина №509 «Об учете внутренне перемещенных лиц». Прошло уже почти три месяца, и 13 апреля истекает срок, который был выделен Кабмину, на приведение нормативно-правовых актов в соответствие с законом. Почему КМУ ждет до последнего в то время, как тысячи нуждающихся в государственной помощи людей оказываются на грани выживания из-за простого несоответствия законов и подзаконных актов?

— Как вы относитесь к началу программы верификации в Украине? Какие проблемы возникли в связи с этим? Согласны ли вы с тем, что треть внутренне перемещенных лиц получали соцвыплаты незаконно, как утверждали в Минсоцполитики?

— Если говорить о верификации как о самой идее, то никто не против, чтобы в системе социальных выплат был наведен порядок. Но мы должны помнить, что люди не виноваты в том, что Министерство социальной политики так и не создало единой базы данных о внутренне перемещенных лицах и реестр получателей социальных выплат, потратив несколько сотен миллионов кредитных средств.  Люди не виноваты в том, что государство не защитило свою границу. Люди не виноваты в том, что государство за два года не обеспечило их ни жильем, ни работой, и они вынуждены возвращаться в свои разрушенные дома. И, наконец, люди не виноваты в том, что до сих пор никто не разработал механизм выплат законных пенсий тем, кто проживает на неподконтрольных территориях. И манипуляции на эту тему давно пора прекратить. Что касается адресной социальной помощи, то тут нет разногласий. Выплаты на оплату арендованного жилья должны получать те, кто действительно переехал и несёт в связи с этим дополнительные расходы. Это понимают и сами переселенцы. Именно поэтому в Донецкой и Луганской областях наименьший процент семей, обратившихся за помощью на оплату проживания. Там значительная часть людей регистрировалась как ВПЛ исключительно для перевода своих пенсионных дел, как и было предложено государством. 

— Что вы можете сказать о характере социальных выплат внутренне перемещенным лицам?  Правда ли, что проблемы с выплатами на данный момент у большинства перемещенных лиц, а 150 тысячам остановлены выплаты? 

— В связи с массовым прекращением социальных выплат и пенсий и отсутствием конструктивного диалога на эту тему, инициативная группа правозащитных организаций начала сбор подписей под электронной петицией в Верховную Раду «О прекращении практики приостановления действия справок внутренне перемещенных лиц на основании «списков СБУ», а также остановки выплаты социальных пособий и пенсий внутренне перемещенным лицам». Петиция опубликована на сайте Верховной Рады 21 марта, всего за три месяца нужно собрать 25 тысяч подписей. По сути, петиция – это просто еще один инструмент, который могут использовать граждане для привлечения внимания к проблеме. И хотя о теме верификации сейчас знает, наверное, каждый второй чиновник, тем не менее, ситуация не меняется в пользу обычного человека, которому не посчастливилось иметь донецкую или луганскую прописку. Ведь случаи доходят до абсурда. В эти «списки СБУ» попали даже пенсионеры, которые уже много лет назад выехали из Донбасса и просто переоформили свои пенсии в других областях. Или пенсионеры, которые ни разу с момента конфликта не возвращались на неподконтрольные территории, у них даже пропуска нет. Ошибок в списках много. Я бы сказала, что само появление этих списков для приостановления пенсионных выплат — уже одна большая ошибка. Что касается выплат адресной социальной помощи, то сначала надо было провести верификацию и только по результатам проверки принимать решение о прекращении выплат. 

— Как проблемы ВПЛ решаются, на ваш взгляд? Справляется ли власть и общество с ситуацией?

— Похоже, что наша власть имеет какой-то очень стойкий иммунитет, что может позволить себе не обращать внимания на почти 1,8 млн  граждан, пострадавших в том числе от антисоциальной, дискриминационной политики своей собственной страны. Не прийти на парламентские слушания по вопросам защиты их прав. Игнорировать законы и безосновательно требовать какие-то документы, лишая людей единственного источника дохода.

— Расскажите детально об общественных инициативах на востоке Украины, о кампаниях относительно охраны прав внутренне перемещенных лиц…

— Помощь, поступающая в Украину для решения проблем ВПЛ колоссальная, она исчисляется тоннами и миллиардами. Речь идет как о грантах для общественных организаций, так и о прямой гуманитарной помощи. К примеру, Международная организация миграции (МОМ) недавно объявила о продлении программы поддержки наиболее уязвимых категорий вынужденных переселенцев. Как сообщается на сайте МОМ, проект "Безусловная денежная помощь внутренне перемещенным лицам в Украине", который финансируется правительством Германии, в 2016 году будет работать в 13 областях Украины, помощь будет в размере 1980 грн. на человека сроком на три месяца (660 гривен на человека в месяц). Есть организации, занимающиеся предоставлением бесплатной правовой и психологической помощи, те, кто раздает продуктовые наборы или проводит тренинги и обучение новым специальностям. Таковой является Крымская диаспора на Фроловской,  9/11. Есть организации, которые одновременно с приемом звонков на «горячую линию» участвуют в разработке законопроектов, проводят экспертные встречи и целые адвокационные кампании, направленные на защиту прав ВПЛ (Восток-СОС, Крым-СОС, Донбасс-СОС, ГО «Комитет по делам вынужденных переселенцев», ВБФ "Право на защиту", Ресурсный центр помощи для внутренних переселенцев и другие). Только представьте, что во время подготовки к парламентским слушаниям 17 февраля поступило около 800 обращений от более 350 организаций, занимающихся вопросами ВПЛ. Есть организации, которые системно занимаются изучением проблемы, привлекают международных экспертов, разрабатывают рекомендации. Например, с 22 февраля по 4 марта 2016  в рамках проекта «Адвокация, защита прав человека и юридическая помощь ВПО», который реализуется ВБФ «Право на защиту» при поддержке Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR) в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской и Запорожской областях проводился мониторинг исполнения норм закона 921-VIII.

— Документ вступил в силу 13 января 2016 года и основной его целью является усиление гарантии соблюдения прав и свобод ВПЛ и упрощение процедур их учета…

— Только, к сожалению, власть не всегда готова их замечать. Хотя справедливости ради надо отметить комитет ВР по правам человека, национальных меньшинств межнациональных отношений и Офис уполномоченного по правам человека ВРУ, которые активно привлекают общественные организации и выстраивают успешное сотрудничество. Общественные организации и инициативы в нашей стране – это огромный ресурс. Так же, как и сами внутренне перемещенные лица. Главное только рассмотреть этот ресурс, раскрыть его и действовать вместе. На 21 апреля. общественная организация «Донецкий пресс клуб» планирует проведение широкого круглого стола с рабочим названием «НГО как костыли для хромого государства: как долго будет продолжаться реабилитационный период?». На мероприятии будет представлен интерактивный сайт с базой общественных организаций и инициатив, работающих с внутренне перемещенными лицами по всей Украине.

Читайте также по теме