ВУкраине наблюдается очередной всплеск миграции. Навсегда покинуть родную страну готовы более трети населения. Эксперты уверяют, что за два года желающих уехать за границу у нас стало больше на шесть процентов. Показательно, что 47% дееспособных граждан наиболее активного возраста — 30-40 лет — намерены переехать на постоянное место жительства за рубеж. Это объясняется необыкновенно низким уровнем жизни в нашем государстве, который вызван затянувшимся финансовым и политическим кризисом. Демографы полагают, что число украинцев, желающих уехать из страны, продолжит расти. Об том, в какие страны в направляется основной поток украинских мигрантов и какие специальности наиболее востребованы за границей, ГолосUA рассказал эксперт в области трудовой миграции и социальнойполитики Тимур Душко.
— Тимур, чем можно объяснить очередной всплеск трудовой миграции из Украины?
-Если конкретизировать очередную волну трудовой миграции из Украины, то объясняется она прежде всего социальной политикой в нашей стране. Во-первых, у нас сейчас массово закрывают свою деятельность частные предприниматели. Это не касается сферы торговли, где вращаются свободные оборотные средства. Прежде всего, это удар по частным предпринимателям сектора интеллектуальной собственности. В этом приватном секторе заняты в основном IT-шники. Как правило, они заняты в небольших фирмах, в небольших компаниях, которые в основном располагаются на квартирах. Они занимаются разработкой программ, в частности, это и бухгалтерские программы, и игровые программы. В таких фирмах работают до 50 человек. Это максимальное количество специалистов, которые могут работать в одной фирме. Остальные специалисты могут работать на фрилансе – на удаленной работе. Они в таком режиме работают. Как раз по таким небольшим фирмам и ударила новыми фискальными налогами.
— Основной поток наших мигрантов направляется в Польшу?
— Что мы наблюдаем в Польше? В этой стране был массовый отток поляков за рубеж — происходила миграция в Великобританию. Однако предстоящий выход Великобритании из Евросоюза соответственно ударил по польским мигрантам и мигрантам из Восточной Европы, в частности, украинцам. В любом случае там будет массовое аннулирование трудових соглашений и, соответственно, часть мигрантов будет возвращаться обратно в свои страны, другая часть мигрантов поедет в Германию или Францию. Отмечу, что в Великобритании делали акцент именно на трудовых мигрантов интеллектуальной сферы труда. В связи с выходом страны из ЕС часть мигрантов вернется в Польшу.
— В Польше в основном требуются рабочие специальности?
— Совершенно верно, в Польше требуются, прежде всего, рабочие руки, простые работяги, а не IT-шники и не инженеры. Я бы советовал не обнадеживаться нашим трудовым мигрантам найти в Польше работу в соответствии со своим специальным образованием. Там нужны только рабочие руки. Вообще приоритетом в Европе по количеству вакансий является профессия врача. Можно отметить, что в ЕС достаточно много вакансий для врачей и медработников. Правда, там очень сложная процедура нострификации (признания) дипломов – в режиме экзаменов и пр.
— Куда в основном едут украинские IT-шники?
-Наши IT-шники, помимо Австралии, едут в Канаду и Соединенные Штаты. Как известно, сейчас с приходом к власти Трампа программа «Грин карта» (Green Card) приостанавливается. В связи с этим многие наши IT-шники, которые сейчас массово работают в Штатах, будут уезжать из США и ориентироваться в основном на Европу или Канаду. Есть еще один нюанс, который в наших масс-медиа почти не оговаривают: сейчас активно идет трудовая миграция из Украины в Беларусь, как это не странно. В Беларуси есть социальные гарантии для трудовых мигрантов. Там сейчас начала действовать программа высоких технологий «Силиконовая долина», которая не сработала в России. Поэтому в Беларуси заинтересованы в IT-специалистах. Поэтому сейчас потихоньку туда идет «утечка мозгов» из Украины – Беларусь переманивает к себе наших высококвалифицированных специалистов.
— В самой Украине уже сейчас наблюдается нехватка айтишников, образовался вакуум высоквалифицированных специалистов…
— Безусловно, это колоссальный вакуум. Мы долгое время замалчивали эту проблему, но проблема утечки мозгов является массовой с 2008 года. И эта проблема очень сильно аукнется Украине. Здесь еще есть тревожный сигнал – то, что Кабинет министров ввел минимальную зарплату 3200 грн. Например, если сравнить работающих в органах государственной власти, в государственных конторах, то там будут одинаково зарабатывать и уборщица, и сотрудник с высшим образованием. То есть, идет тенденция унификации по социальным стандартам и социальной защите. Такой посыл говорит о ненужности людей с высшим образованием. Зачем тогда заканчивать высшие учебные заведения, если элементарно можно работать уборщицей за те же деньги. Это тоже играет роль в пользу трудовой миграции их страны.
— Говорят о том, что Венгрия и прибалтийские страны охотно принимают наших мигрантов…
— Я бы не обнадеживал наших мигрантов. В Венгрии очень сложная языковая проблема для украинских мигрантов. Там есть своя специфика -миграционная политика в Венгрии — одна из самых ужесточенных. Если говорить о странах Балтии, то там небольшие территории и небольшие миграционные программы. Там очень мало выдают трудових виз для украинцев. Основной поток украинских айтишников в ближайшее время будет переориентирован на Китайскую Народную Республику. В КНР очень много миграционных программ, и они будут выдавать трудове визы нашим специалистам. Но там необходимо обязательное знание китайского языка. Выпускники вузов сейчас уже начали массово изучать китайский язык. Китайский IT-рынок пока не ограничен. Вообще по Тихоокеанскому региону можно прогнозировать большую миграцию украинских айтишников, потому что там работают крупные транснациональные компании электроники и пр. Это говорит о перспепктиве того, что со временем в святи с кризисом в Европее наши IT-специалисты будут переориентированы на Тихоокеанский регион.
-Тревожно, что в Украине идет процесс вымывания «мозгов»…
— Хочу акцентировать, что утечка «мозгов»из Украины на сегодняшний день является наиболее актуальной проблемой. Тот факт, что люди проработали в трудовой миграции большую часть своей жизни и здесь, в Украине, не будут иметь своей пенсии по новому трудовому законодательству и трудовой политике, говорит о том, что соответственно украинцы не будут возвращаться на родину. Конечно же, этими минимальными зарплатами в 3200 грн и формальным уничтожением бизнеса в сфере интеллектуальной собственности нельзя проводить правильную, нормальную социальную политику. Это также приводит к всплеску трудовой миграции из нашей страны.
— Какой ваш прогноз на ближайшее время? Кто у нас в стране останется из высококвалифицированных специалистов?
-Как известно, прогноз – дело неблагодарное. Как говорится, по поводу своего оптимизма я настроен пессимистически. Подчеркну, что априори у нас неправильно проводится социальная политика. Почему-то до сих пор в Украине нет Министерства по делам трудовых мигрантов. Тем более что украинская диаспора — одна из самых больших в мире. В отличие от Армении, у нас нет Министерства украинской диаспоры. Даже такое министерство по делам диаспоры просто необходимо, что касается трудовых мигрантов, потому что большая часть украинцев работает за рубежом. Хочу отметить, что военные действия, которые происходят у нас на Востоке, политическая нестабильность, не добавляет нам оптимизма и приводит к тому, что люди будут уезжать из Украины и далее. В том числе и по этой причине ЕС не дает нам «безвиз». В самой Европе достаточно высокий уровень безработицы. По всей видимости, будет переориентирование наших миграционных потоков на Тихоокеанский регион. Часть украинских мигрантов, вероятно, будет переориентирована на Латинскую Америку — поедут в Бразилию и Аргентину.