Повысив в несколько раз тарифы на коммунальные услуги, правительство клятвенно заверяло население, что никто не будет платить более 15% семейного бюджета – всем малоимущим достанется субсидия. Однако оказалось, что на эти субсидии претендует чуть ли не 90% домохозяйств. Естественно, такие суммы государственной помощи не в состоянии потянуть ни один госбюджет. И тогда правительство, чтобы отсеять лишних «нахлебников», разрабатывает специальный порядок начисления субсидии. По нему претендовать на компенсацию могут далеко не 90% украинцев, или же семья получает не обещанные 2500, а несколько сотен гривен. ГолосUA обратился к ведущему аналитику «Публичного аудита» Тарасу Галайде, чтобы узнать, почему гражданам отказывают в субсидии и что им делать в такой ситуации.
— Тарас, каковы наиболее распространенные причины отказа в начислении субсидии?
— В принципе, вариантов очень много таких, но основные касаются добавления дохода, который не существует и операции купли-продажи свыше 50 тысяч. Это может быть как продажа недвижимости, так и транспорт. Если ранее человек хорошо зарабатывал, имел свой бизнес, то сейчас, лишившись дохода, решил продать машину – в любом случае эта покупка будет превышать 50 тысяч гривен.
Наиболее распространенные ситуации, когда человек меняет жилье – в связи с переездом, либо большее на меньшее, либо семья разъезжается. Любые операции с недвижимостью. Это может быть связано с любыми семейными обстоятельствами. Но в любом районе Украины покупка жилья превышает 50 тыс. грн. Это могут быть и пенсионеры, и инвалиды, любые социально незащищенные лица в случае любых операций с недвижимостью не смогут получать субсидию в течение года.
— Кому тогда, как вы говорите, добавляют доход, которого не существует?
— Это что касается безработных людей либо людей, которые зарабатывают минимальный уровень дохода. Им виртуально увеличивают в два раза доход, то есть, государство при расчете субсидии учитывает доход в размере в двух «минималок». После принятия решения о повышении минимальной заработной платы до 3200, соответственно, это будет 6400 грн для человека, который не работает. И при расчете субсидий будет учитываться такая сумма, вроде он ее получает. Если безработных в семье двое-трое, субсидия им уже не светит, поскольку они якобы могут самостоятельно оплатить «коммуналку».
Кроме того, это все, что касается количества прописанных и проживающих или не проживающих на одной жилплощади. С пенсионерами зачастую прописаны дети – с целью наследования жилья или из-за определенных рисков. И с двух пенсионеров, с которыми прописаны еще и дети, требуют приносить справки о доходах. Сын живет совершенно в другом городе, у него другая семья. Эта процедура затягивается минимум на два месяца, приходит комиссия, эти пенсионеры должны собирать кучу справок, чтобы доказать, что этот пенсионер здесь не живет – вплоть до того, что они обязаны его чуть ли не выписать.
— Что нужно делать людям, чтобы не получить отказ в субсидии?
— Человек, если понимает, что ему предстоят такие операции, то, по возможности, наверное, избегать их в ближайшее время. Ну и опять-таки, в виде исключения, даже в таких случаях, существуют комиссии при горсоветах, которые рассматривают исключительные случаи и могут назначить субсидию, даже если была совершена покупка свыше 50 тысяч, даже если кто-то где-то прописан. Это все в индивидуальном порядке рассматривается, просто тогда человек должен проконсультироваться с грамотным юристом и собрать достойный пакет документов, чтобы доказать, что он имеет право на субсидию.
— А как быть, скажем, безработным – тоже идти в эти комиссии? Так туда миллионами будут ходить?
— Если человек не имеет работы и заработка, а ему пишут две «минималки», ну, никуда от этого не деться – такой порядок. Здесь необходимо, во-первых, этот порядок пересматривать на уровне правительства, он не справедливый. Правительство должно доказать, что человек такой доход получил, а не так виртуально повесить на него 6000 грн. Вы докажите документально: найдите какой-нибудь счет, операции по карточки. Тогда можно ему эту сумму доплюсовать, а так, не глядя, приписывать этот доход всем – получается, человек оказывается в очень сложной ситуации. Ему надо либо каким-то образом найти работу, чтобы эти деньги, которые на него повесили, либо оставаться без субсидии и наращивать долги, или отключать свет, газ, отопление, то есть, не пользоваться, потому что ничего другого государство ему не предлагает.
Каких-то юридических механизмов доказать, что человек этот доход не получил, просто не существует. Государство это не интересует, его интересует только то, что если ты работоспособный, значит, ты имеешь способность работать. Значит, ты можешь заработать, как минимум, две «минималки». А то, что у нас, по статистике, по 15-20, а в некоторых областях и по 40 человек на одно рабочее место – они этого не учитывают. И человек не работает не потому, что он такой ленивый или не хочет работать, а потому, что конкурс – 40 человек на место, и только один может получить работу, а 39 останутся безработными.
— Удастся ли в таком случае соблюсти закон, согласно которому плата за коммунальные услуги не должна превышать 15% дохода семьи?
— Если мы возьмем среднюю платежку и примем ее за 15%, то у нас получается, что на субсидию может претендовать процентов 80-90 населения, потому что при среднем размере «коммуналки» — две с половиной тысячи гривен – доход должен составлять 16 600 грн, а таким доходом может похвастаться далеко не каждая семья. Поэтому каждая семья из этих 80% может спокойно идти и пытаться оформлять субсидию. Кому-то 200, кому-то 300 гривен, кому-то тысячи – две гривен. В принципе, даже тем же безработным, субсидию дадут. Эти две «минималки» не сделают ему доход в 16 тысяч — ему в субсидии не откажут, просто ее размер будет меньше.
— Каким образом, по вашему мнению, можно добиться изменения порядка начисления субсидии или сами тарифы?
— Еще в мае месяце мы собрали на базе «Публичного аудита» всех экспертов, которые занимаются ЖКХ и энергетикой, составили алгоритм требований к правительству. То есть, составляли люди, которые в этой сфере проработали всю жизнь и в ней разбираются. Направили правительству, правительство, естественно, все это дело проигнорировало. После этого мы решили подключить к этому процессу людей, и под манифестом мы собрали за один день 30 тысяч подписей. То есть, если петиция на сайте Президента за два месяца собирает 20 тысяч подписей, то мы собрали за один день тридцать тысяч. Этот манифест с подписями будет направлен Президенту, премьер-министру, главе Верховной Рады с определенным сроком его выполнения. Там четко указано, в какие законы нужно внести изменения, и даже депутатами зарегистрированы некоторые эти изменения, за которые необходимо проголосовать. Они касаются уменьшения налогообложения в составе тарифов. То есть, убрать из тарифов НДС, убрать из тарифов рентную плату, соответственно, тарифы станут в два раза меньше, и количество людей, которые претендуют на субсидии, соответственно, опять-таки станет в два раза меньше, и нагрузка на бюджет также станет в два раза меньше. Соответственно, все станет как бы на свои места.
Если правительство не прислушается, будем собирать людей на местах. К нам подключатся профсоюзы – они вообще предлагают сделать масштабную забастовку. Бюджетники – медицина, образование – готовы ко всеобщей забастовке. Сначала на один день они не выйдут на работу, а в дальнейшем, если правительство не прислушается к требованиям, она может быть бессрочной.