Очередной пожар в Чернобыльской зоне полыхал всю минувшую неделю. По данным на вечер воскресенья5 июля, в зоне еще наблюдались столбы дыма, то есть, пожар так и не был устранен. О том, какими будут последствия горения радиоактивного леса и как пожар в зоне повлияет на здоровье украинцев, корреспондент ГолосUA узнавала у главы Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко.
—Татьяна Валентиновна, насколько опасен пожар в Чернобыле?
—Пожар в зоне отчуждения является особо опасным, особенно при тех погодных условиях, которые мы сейчас наблюдаем. Высокая температура воздуха провоцирует продолжение пожара, появляются все новые его «островки». Угроза состоит в том, что при сгорании сухой растительности, травы, зарослей в поймах рек, корневой системы деревьев при низовом пожаре выгорает верхний слой грунта. Там как раз и находятся осевшие за последние годы радионуклиды. Эта зола затем с ветром разносится шлейфом на дальние расстояния, что создает опасность распространения радиации на большие территории. Затем эти зольные остатки оседают на растения, грунт, водные объекты.
— То есть, пожар в Чернобыле может нанести вред экологии и здоровью людей и вдали от него?
— Конечно, эти концентрации на далеких расстояниях от эпицентра пожара могут примерно равняться предельно допустимым показателям. Но в прилегающих к зоне районах это — серьезная угроза. Люди используют в пищу «грязные» продукты.
— Этим летом складывается впечатление, что пожары в зоне полыхают все чаще. Почему?
— Ежегодно в зоне возникает опасность пожаров. Мы считаем, что за время после аварии на ЧАЭС Служба по чрезвычайным ситуациям могла разработать комплекс специальных профилактических мер по предупреждению и предотвращению таких пожаров. В Чернобыльской зоне находится постоянно большое количество людей. Одни рубят лес, другие собирают металл, кто-то занимается браконьерством. То есть, все время происходит запрещенная законом хозяйственная деятельность, которая составляет угрозу и для людей, которые здесь работают за гроши, и для тех, кто будет потреблять загрязненные продукты из зоны. Таким образом, распространяется вторичное радиоактивное загрязнение. Эта хозяйственная деятельность и является причиной этих пожаров. Говорить о каких-то случайностях или намеренных поджогах — просто глупо.
— Говорят, что пожарами «прикрывают» незаконные вырубки леса в зоне…
— Вырубка леса происходит прямо сейчас, помечена 2015 г. Это наводит на мысль о прикрытии пожарами незаконной деятельности. Ведь неизвестно — сгорел лес или был вырублен. В Чернобыльской зоне нет системы государственного экологического мониторинга, никто не ведет постоянные наблюдения за всеми компонентами природной среды — в каком состоянии грунт, растительность, животный мир, какими могут быть последствия радиационного загрязнения. Эта информация не собирается, Министерство экологии и природных ресурсов эту систему в зоне не внедряет, администрация Чернобыльской зоны «закрывает глаза» на беспредел, творящийся там. Поэтому в зоне и происходят пожары, угрожающие территориям, непосредственно прилегающим к ней, особенно длинный «шлейф» — по розе ветров. При вырубке корневая система деревьев отмирает, перестает покрываться слоем листьев. Песчаный грунт, загрязненный радиацией, при ветре разносится на большие расстояния.
— То есть, лес в Чернобыле ни в коем случае нельзя вырубать?
— Да, из-за его защитной функции. Деревья удерживают грунт, не дают распространяться пылевым радиоактивным бурям. А то, что сейчас выгорает, та зола, которая здесь остается, при ветре также поднимается в воздух и разносится. Это — серьезная опасность.
— Есть ли система оповещения людей при пожарах в Чернобыле?
— Нет. Эта проблема касается не только Чернобыльской зоны, но и других работающих объектов атомной энергетики, там тоже системы оповещения нет. Раньше в каждой сельской хате хоть радио было, но этого давно уже не существует, осталось примерно 13% сети. Поэтому людей даже о пожаре предупредить невозможно. Это касается и других случаев — так, при пожаре в Василькове люди, жившие рядом с нефтехранилищем, узнали о происходящем, когда пепел стал падать на их огороды. Ни масштабов бедствия, ни последствий, ни угроз люди не понимали. А у них клубника, персики, листья тыквы были в черных пятнах. Так и при пожарах в Чернобыле: людям никто не рассказал, как себя вести, куда идти, закрывать ли форточки или не выпускать детей на улицу. Такое впечатление, что у нас нет органов власти, которые за это отвечают. Но ведь они-то есть, просто бездействуют.