Каждый из нас, наверняка, хоть раз в жизни сталкивался с досадой , а то и с чувством вины, после поступка или бездействия, повлекшего за собой нечто нежелательное, непредвиденное, печальное. Это переживание не из простых, и, как свидетельствуют психологи, может даже уничтожить личность. Как контролировать собственные ощущения, а также не позволить себе обмануться в чувствах, ГолосUA выяснял у психоаналитика, ведущей научно-исследовательского проекта в Международном институте глубинного психоанализа Татьяны Цвелодуб.
—Насколько характерно для психики любого человека испытывать чувство вины?
-Это естественное переживание, ведь человек — не маугли, живущий в джунглях. Мы находимся в поле определенной культуры общества, с которой постоянно соприкасаемся. Психоанализ демонстрирует её неразрывную взаимосвязь с чувством вины.
—Согласны ли Вы, что воспитание и детство человека влияет на то, будет ли он совестливым позже?
-Ребенок, попадая с рождения в условия своей культуры, не на бумаге получает определенные ограничения, правила и законы. Он узнает их и обучается в отношениях с близкими людьми. При этом яркая критика или агрессия, как реакция на его проступки, может сильно впечатлить, но не обязательно оставит след на всю жизнь. В одной семье будут репрессивно вести себя по отношения к чаду, наказывать, но впоследствии он будет лишен чувства вины за собственные просчеты. Даже станет бесчувственным. Другие же родители могут быть ласковыми и тактичными, а их сын или дочь, став взрослым, будет обвинять себя чуть ли не во всех смертных грехах.
—От чего же зависит такое ложное самоощущение?
-С точки зрения психоанализа все мы при рождении имеем очень большой спектр разных влечений, чувств, интересов. Некоторые из них, к примеру, задавить жучка, толкнуть кого-то, находятся под запретом по разным причинам. С возрастом чувство вины может возникнуть, если человек не следует одному из собственных подавленных и важных для него желаний. Привычное для понимания проявление чувства вины — это прямое реагирование на тот или иной закон в обществе. Когда, совершая плохой поступок, становится стыдно перед кем-то или перед собой. А вот, если чувство вины – иррациональное, без прямой связи с поступками, представитель французского психоанализа Жак Лакан усматривает его корни в предательстве по отношению к собственному желанию. Оно может быть и агрессивным, и запретным, и подавляемым. К примеру, если человек очень хочет детей, но не реализует этого по той или иной причине, нужно искать какое-то культурное воплощение. Стать педагогом, в конце концов, делать что-то максимально приближенное, иначе человек будет чувствовать вину в гипертрофированной форме, не понимая за что.
—Станет без вины виноватый в собственных глазах…
— Он будет, прежде всего, чувствовать вину перед собой, но не осознавая этого, найдет объект, перед которым якобы виноват и в состоянии искупить ее. Человек может очень долго заботиться о родственнике, но угрызения совести будут только нарастать, поскольку он совершает доброе дело, так как это высоко оценивается в обществе, а, на самом деле, не хочет никому помогать.
—Существуют разные виды вины — к примеру, религиозная…
-Любая вина связана с «законом», то есть сводом правил, навязываемым обществом. Мы приобретаем психологические, религиозные, юридические запреты на определенное поведение и чувства . Они отличаются в зависимости от культуры разных стран. Где-то можно съесть человека и особо не переживать, в то время как в цивилизованных государствах человек просто не сможет нормально жить после этого. Подросший ребенок не будет писать на стене, если рядом находятся родители, ведь они остановят его. А, когда он останется один, то сделает это, не испытывая ни страха, ни стыда. Это означает, что «закон» еще не внутри него, а он руководствуется нормами родителей. Взрослый же человек зачастую не станет писать на стене, но многое опять же зависит от общества. В Западной Европе, если забыть на улице велосипед или рюкзак, его никто не украдет. Человек не позволяет себе красть не лишь потому, что это может быть замечено и наказуемо, а потому что осознает, что брать чужое — плохо. Он руководствуется чувством вины, как лакмусовой бумажкой: если я поступлю плохо, то буду себя за это осуждать. Люди не могут и не хотят признавать, что способны на нечто ужасное.
—Почему же матерые преступники идут на следующее и следующее преступление, и их не останавливает «бремя переживаний»?
-Это действительно показывает всю нелогичность чувства вины. Оно не всегда связано напрямую со страхом, что нас осудят, а больше с «законом», принятым как руководство к действию. Для некоторых подростков, наоборот, показатель превосходства – украсть, ударить. Это их «ценность», связанная с представлениями о себе. Другие же преступники испытывают прямое наслаждение, совершая правонарушение. К примеру, клептоманы.
—В Украине есть политики, которые, похоже, не мучаются угрызениями совести, даже когда им указывают на глобальные ошибки в масштабах страны …
-У нас люди, которым закон не писан, попадают в политику из-за структуры общества. Они могут позволить себе игнорирование общего закона для страны, а руководствоваться личным. При этом занимают большие должности, доходят до верхних этажей власти. Но, если ездишь на шикарной машине, это не дает тебе права нарушать правила дорожного движения.
—Можно ли, по Вашему, смело сказать, что в нашем обществе ниже планка моральных правил?
-Украинское общество очень подвержено чувству вины, которое не связано с требованиями, выдвигаемыми западноевропейской культурой и опытом их юридической системы. Каждое государство имеет свою историю культурных нюансов. Вот у нас распространен принцип: «Моя хата с краю» или бытовой вопрос в гостях якобы в шутку: «Я вас не объедаю?». Думаю, это связано с голодомором. Если сравнить Грузию и Украину, то в обеих странах была война, но для украинцев болезненнее тема голода. Для грузинов накрыть стол и пригласить тех, кто случайно зашел к ним домой, находится в рамках «закона». Грузин должен так поступить. У украинцев же с соседями – своеобразные отношения: не возникнет особого чувства вины за то, что не пригласили их «на вареники».
—Недавно читала книгу Уоррена Харриса о жизни Софи Лорен. Там шла речь, что, когда всемирно известная актриса была маленькой, во время войны родственники ее матери отказывали им в продуктах, хотя сами не испытывали нехватку продовольствия….
-Каждая страна — эта субъект, отдельный персонаж со своей историей, опытом, нормами поведения. К примеру, в американской культуре не распространено приглашать к себе домой, но если гостя уже позвали, то он может свободно пользоваться холодильником, баром, душем.
—Давайте поговорим о том, как противодействовать угнетающему чувству вины… Легко ли простить себя?
-Религия очень помогает в этом смысле, ведь предлагает некий ритуал для искупления. Это способ не всем, конечно, приносит облегчение. Помните, как в рассказе Лескова про барина, который кутил, вел развратную жизнь, но через неделю после загула приходил в церковь биться лбом и вымаливать прощение. Ему становилось легче, но затем он возвращался к разгульной жизни. И так раз за разом. Помимо веры можно пытаться справиться с чувством вины посредством разговоров по душам с близкими, через проговаривание волнующих тем. Кто-то должен искупать вину в действительности, совершая поступки. Хорошо помогают письма, ведение дневника, размышления, рассказы. Важно проявить в них себя, открыть дополнительный внутренний мир, отдельный от переживаний.
—А любовь может базироваться на чувстве вины?
— К сожалению, часто отношения в семьях основываются именно на нем. Бывают пары, которые не испытывают по отношению друг к другу любовь, но их держит чувство вины. Перед детьми или даже перед общей собакой. Они могут оставаться вместе по абсурдной, по сути, причине, не двигаясь дальше, к настоящим чувствам. Грань между истинной любовью и надуманной очень тонка.
—Человек постепенно ведь может и привыкнуть к образу виноватого…
-И бессознательно будет создавать ситуации, чтобы чувствовать себя таковым. Он будет постоянно извиняться перед окружающими, непонятно за что. Так же, если человек привык быть «младшим братом», который якобы дурачлив и глуповат, которому всё всегда прощается, то, вырастая, он может очень хотеть стать боссом. При этом будет бояться разрушить свою зону комфорта, где все сходит ему с рук.
—Тесно ли связана склонность укорять себя с повышенной степенью ответственностью? И должны ли рядовые граждане испытывать личную ответственность за происходящее в стране?
-Все зависит от того, на каком уровне рассматривать ситуацию и искать варианты выхода. Существует поучительный анекдот, как двое увидели, что в реке тонут дети, и количество маленьких ребятишек все время увеличивается. Так, один побежал их спасать, а другой стоял и долго думал, а потом помчался к обрыву посмотреть, кто сбрасывает детей в воду. Как решить, кто из них более ответственен за решение данной ситуации? Так и в случае с Украиной: кто-то жертвует деньги на АТО, а кто-то принимает решение не увольнять сотрудников из своих компании в период кризиса, таким образом, демонстрируя ответственность перед семьями этих людей.