Т. Вербицкая: «Вопрос безопасности атомной энергетики совсем не волнует власть»

Экологи и эксперты по атомной энергии бьют тревогу в связи с тем, как и где хранятся ядерные отходы на крупнейшей АЭС в Европе — Запорожской, пишет британская газета The Guardian. Более трех тысяч отработанных ядерных стержней находятся в металлических контейнерах внутри бетонных, которые лежат под открытым небом на огороженной территории в Запорожье. Запорожской АЭС, находящейся всего в 200 километрах от линии фронта.  О том, как обеспечивается радиационная безопасность в условиях войны в Украине, корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по энергетической безопасности Национального экологического центра Украины Татьяну Вербицкую.

— Татьяна, хорошо ли охраняются территории украинских атомных станций?

— Физическая защита украинских АЭС существует, сейчас там стало больше охраны. Но это не значит, что в станцию не может попасть какой-то снаряд. Ведь все АЭС строились в мирное время. Так, в законе записано, что действует запрет на передвижение самолетов и других летательных аппаратов над территорией атомных станций. Но существует техника, которая может попасть в цель с расстояния  500 км. От этого во время войны невозможно застраховаться, как-то защитить АЭС и захоронения отработанного ядерного топлива.

— Если подобное произойдет, какими будут экологические последствия?

— При прямом попадании ракеты или снаряда в атомную станцию или хранилище отходов случится авария с выбросом радиоактивных веществ. Защитная оболочка станции не рассчитана на это. Да и никто никогда не проводил исследований, что может произойти при разрушении защитной оболочки взрывчаткой. Не существует никаких экспертиз, анализов. Хотя это важно было бы сделать, составить прогноз о распространении радиации в подобной ситуации. Есть планы аварийного реагирования, если говорить о Запорожье — для Энергодара, тридцатикилометровой зоны вокруг станции, как и для любой АЭС. Но насколько они сработают… От представителей Запорожской АЭС знаю, что эти планы уже устарели.

— Эта проблема — очень серьезная. Есть ли какое-то ее обсуждение на СНБО, приглашают ли туда экологов?

— Возможно, существуют какие-то политические мотивы замалчивания этой проблемы. Думаю, что такие заседания проходят, но в закрытом режиме. Общественность не имеет туда доступа. Вообще, в Украине есть много проблем, которые не решают загодя, все откладывается на последний момент. К ним относится и вопрос защиты ядерных установок. Остается лишь надеяться на адекватность обеих сторон конфликта. Ведь всем ясно, что радиация может распространиться не только на территорию Украины, о чем свидетельствует опыт Чернобыля.

— Возможно, МАГАТЭ должно поднимать этот вопрос на международном уровне?

— Согласна. Но международные договоры часто не исполняются, как это произошло с Будапештским. Конечно, МАГАТЭ должно присоединиться к решению проблемы, получить какие-то гарантии. Но я не уверена, что это сработает.

— Какие еще проблемы существуют на Запорожской АЭС?

— В конце года заканчивается срок эксплуатации первого энергоблока Запорожской АЭС. В Украине есть энергетическая стратегия, которая предусматривает продление сроков эксплуатации всех старых энергоблоков, поэтому его продлят до мая 2017 года. Уже увеличены сроки функционирования двух энергоблоков на Ровенской АЭС, и одного — на Южно-Украинской АЭС. Еще восемь энергоблоков в скором времени, до 2020 года, исчерпывают свой рабочий ресурс. И запасного плана, что делать, если они не смогут продолжить работу, у правительства нет. Об этом вообще не думают, ни в профильном министерстве, ни в «Энергоатоме», ни в Кабмине. Однако мы выступаем за то, чтобы снимать устаревшие энергоблоки с эксплуатации. «Энергоатом» отчисляет средства в специальный «Фонд по снятию с эксплуатации ядерных установок». Фонд работает с 2005 года, но за десять лет так и не собрали средства, чтобы вывести из эксплуатации хотя бы один блок, и хоть немного уменьшить радиационную угрозу. Так что проблем у украинских АЭС хватает и без войны.

Читайте также по теме