- Сколько шопоголиков в Украине? Какие товары со скидками предпочитают украинцы в преддверие новогодних праздников? Каков размер скидки наиболее интересен покупателям? Об этом и многом другом в интервью ГолосUA рассказал директор международного агентства маркетинговых исследований iVOX Ukraine Тимофей Замурий.
- — Бытует мнение, что размер скидки имеет какое-то магическое действие и чем она больше, тем больше человек готов потратить на покупки.
- — Наиболее привлекательный размер скидки для покупателей в Украине во время предновогодних распродаж — 45-55%. Скидка менее 40% может недостаточно мотивировать покупателя сделать покупку. С другой стороны, слишком большие скидки тоже не вызывают доверия покупателя. Как показало исследование, скидка более 60% отталкивает покупателя. Товар с такой скидкой может восприниматься, как некачественный или не соответствующий своей ценовой категории. При этом украинцы не надеются на значительные скидки на дорогие вещи – автомобили и товары премиальных брендов. Более существенного снижения цены – до 55% – ожидают на несезонную одежду и обувь, скидки на которую, по мнению покупателей, зимой должны быть наибольшими. А 65% в период зимних распродаж вообще не собираются покупать одежду не по сезону без существенной скидки. Хотелось бы отметить, что наши люди вообще какие-то уникальные. 50% скидки – это нормально, 60% — вызывает сомнение в качестве товара, а если «дискаунт» достигает 75% — готовы выложить деньги за те вещи, которые до распродажи им даже были не нужны.
- — А бывают случаи, что раскошелится людей не могут заставить даже самые потрясающие скидки?
- — Понимая, что основная причина устраиваемых распродаж – это желание продавцов избавиться от остатков товаров, которые без скидок уже не будут продаваться, значительное количество украинцев согласны отложить покупку на несколько недель или даже месяцев, чтобы приобрести желаемое со значительной скидкой.
- Не пытаются экономить украинцы только на детях. Жалеют деньги или откладывают покупку до «лучших времен» мене четверти покупателей.
- — А сколько украинцы готовы выложить в этом году на подарки себе и близким?
- — Ориентировочный бюджет большинства украинцев не превышает 1000 гривен. Как показывают результаты нашего исследования, сумму в пределах 251-500 гривен наибольшее количество респондентов (36%) собирается потратить на покупку несезонной обуви, поскольку зимой скидки на нее максимальные. На втором и третьем местах в этом бюджетном диапазоне находится покупка одежды и обуви для детей и всесезонной одежды. С суммой от 501 до 1 тысячи гривен на приобретение зимней обуви готовы расстаться 45% респондентов, потратить такие деньги на всесезонную одежду собираются 37%, на обувь другого сезона – 33%, на верхнюю одежду и теплые вещи – 32%. Несколько другие приоритеты у людей, которые планируют потратить на зимних распродажах до 2 тысяч гривен. Здесь наибольший процент участников исследования собирается покупать персональную электронику, на втором месте – верхняя одежда и теплые вещи, на третьем – одежда и обувь для детей. В целом, согласно данным нашего исследования, сделать хотя бы одну покупку планируют почти все украинцы.
- — Не секрет, что предлагая скидки даже в 70 или 80% продавцы «в накладе» не остаются. Известно ли, сколько реально на нас зарабатывают даже с учетом распродаж?
- — Это вопрос предметом нашего исследования не был. Мы изучали настроения, ожидания и ответы потребителей, а вы говорите о стороне производителя и продавца товара. Тем не менее, все мы понимаем, что все это очень сильно зависит и от товарной категории. Одно дело автомобиль и совсем другое дело — одежда. Также все зависит от бизнес-модели продавца: когда есть огромная наценка и есть модели, когда наценка минимальна. Поэтому нет никакого смысла усреднять.
- — Вы сказали, что украинцы стали переборчивей в выборе товара и тратить стали меньше. Что послужило сдерживающим фактором?
- — Я думаю, что в 2009 году в мозгах что-то повернулось, люди стали мыслить по-другому и с людей упали розовые очки. Хотя это касается не только Украины, но и у всего мира. У нас это отражается очень четко потому, что до 2009 года, последние полтора десятка лет или десятка лет украинцы жили с надеждой. Что завтра будет лучше, чем сегодня и завтра сможем отдать то, что возьмем сегодня. Начиная же с 2009 года мировоззрение у людей сильно изменилось.