В украинской столице с каждым годом растет количество аварий с летальным исходом. Киевским властям предложили внедрить опыт Швеции, где смертность в ДТП — одна из самых низких в мире. Там за два десятилетия число летальных аварий уменьшилась в два раза – благодаря так называемой концепции Vizion Zero. Столичной власти предлагается внедрить эту концепцию, которую уже успели перенять многие прогрессивные страны мира. О ситуации на дорогах столицы и путях решения проблемы с аварийностью корреспонденту ГолосUA рассказал основатель сайта dtp.kiev.ua Влад Антонов.
— Влад, на ваш взгляд, зимой в Киеве больше аварий, чем летом?
— Зимой увеличивается количество небольших ДТП, которые связаны с гололедом, с низкой управляемостью автомобилей, и люди в большинстве своем ставят нормальную, «зимнюю» резину и ведут себя аккуратнее. Поэтому хаоса не наблюдается, но меняются факторы, которые приводят к ДТП. Это опять же несоблюдение дистанции, что приводит к мелким городским дистанционным авариям, которых в это время происходит больше.
— В какой сезон жертв ДТП бывает больше – зимой или летом?
— Количество аварий с пострадавшими, погибшими примерно всегда одинаково и зимой, и летом. Летом – это всегда очень большая скорость, это сухой асфальт, люди превышают все мыслимые и немыслимые стандарты. Зимой – это больше пьяные водители, которые не обращают внимания на дорожные условия. Я бы не сказал что, зимой происходит резкий пик аварийности на дорогах и трупов становится больше. Количество погибших примерно одинаково и зимой, и летом, просто меняются факторы, которые к этому приводят. То есть, общество удивительно стабильно в этом плане, грубо говоря, выдает «на-гора» одинаковое количество пострадавших и погибших и летом, и зимой, просто меняются факторы, приводящие к ДТП.
— Если к аварии приводит отказ тормозов у транспортного средства, кто, по вашему мнению, является виновником этого?
— Практически любая авария – это человеческий фактор либо сочетание различных факторов. Например, в аварии с автокраном на Леси Украинки в столице, когда у габаритного автокрана отказали тормоза на спуске и он «смял» 21 автомобиль, вполне очевидно, что 50-тонное транспортное средство не должно было ехать по такому крутому спуску, поскольку на любых спусках у любого грузовика могут начаться проблемы с тормозами. В столице даже для легкового автомобиля тяжело спуститься, к примеру, с таких крутых спусков, как проспект Лобановского, ул. Заболотного или бульвар Леси Украинки.
— На крутых спусках возникают проблемы именно у грузовиков?
— Безусловно. У грузового транспорта часто возникают проблемы. В этом плане печально известен проспект Лобановского – на спуске к ул. Кайсарова и Кировоградской — там каждый месяц какой-то грузовик вылетает и таранит несколько автомобилей. Был случай, когда там горел грузовик. Также было ДТП, когда грузовик доехал аж до АЗС WOG и только там уже разбил несколько автомобилей. И такие аварии происходят регулярно. Если бы, предположим, фуры регулярно ходили по Леси Украинке, то и здесь регулярно происходили бы масштабные аварии.
— Как решить проблему обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах столицы?
— Подход здесь один – в организации дорожного движения, в ограничении габаритного транспорта, чтобы фуры и грузовики просто физические не выезжали на такие проблемные участки, как бульвар Леси Украинки или проспект Лобановского. Вообще-то, в центре города редко ездит грузовой транспорт. Однако именно на проспекте Лобановского и на улице Заболотного часто происходят аварии с участием грузового транспорта. Бывает так, что только на спуске водитель большегрузного транспорта может обнаружить, что с тормозами у него что-то не так. И это уже экстремальная ситуация.
Не секрет, что зачастую габаритный транспорт допускает превышение скорости. Не редкость такие ситуации, когда 50-тонная фура летит со скоростью 90 км/час и пытается обогнать легковушку.
— Не секрет, что аварийные ситуации на столичных дорогах зачастую создают мотоциклисты…
— Мотоциклисты — это сезонный фактор. Они начинают ездить по дорогам в апреле и заканчивают в октябре-ноябре. Зимой на мотоциклах в основном ездит служба доставки (пиццы и другой готовой еды). Ездят на скутерах в любой снег, мороз. Мотоциклистами занимается отдельная общественная организация «Мотохелп» (NGO Motohelp), которая регулярно выезжает на ЧП и ДТП. «Мотохелп» уже начал фиксировать спад активности сейчас, потому что все-таки максимум мотоциклистов заканчивают свой сезон где-то в сентябре-начале октябре. В конце октября уже много зачехлили мотоциклы, пересели либо на общественный транспорт, либо на автомобили.
Мотоциклисты очень часто сами виноваты в ДТП – примерно в 2/3 случаев.
— Почему это происходит?
— Они многократно превышают скорость, допустимую в городе. Они часто не пользуются качественной экипировкой. Некоторые люди даже ездят без шлема, не говорю уже про «черепахи», «наколенники», «налокотники», которые могут существенно снизить тяжесть травм. Когда вы ездите на мотоцикле по городу со скоростью 150-200 км/час, понятно, что никакая экипировка вам абсолютно не поможет. Просто вы будете «более целый труп», чем могли бы быть, вот и все. Голова будет более-менее в шлеме.