Ночью 15 декабря в Киеве неизвестные тракторами снесли рынок на Оболони. При этом, 4 декабря в Киеве неизвестные с применением спецтехники разгромили несколько десятков МАФов возле станции метро "Политехнический институт". Прибывшие утром предприниматели принялись выносить продукцию из-под завалов. А немного раньше МАФы снесли на рынках «Юность, «Лесной», «Академгородке». О том, почему МАФы в столице сносят столь варварским способом, корреспондент ГолосUA узнавала у экс-мэра Киева, депутата Киевсовета Владимира Бондаренко.
— Владимир Дмитриевич, что происходит в Киеве? Почему сносят МАФы?
— Когда-то на Южной Борщаговке возле универсама №12, где стоит штук тридцать киосков, был подобный конфликт. Два из этих киосков стояли там много лет, были построены, как выносная торговля от универсама. Эти ларьки снесли. Ко мне пришел директор универсама, и говорит: «Что это такое, это же наши киоски, мы платим землеотвод!» Я потом доказал, что эти действия были незаконными.
Так что МАФы «зачищаются» и сейчас под определенные заказы. Иногда — под «Рошен» чистятся участки, как это было у метро в районе Академгородка. Я не знаю, что они хотят возле метро КПИ поставить. Но то, что там было сделано — это настоящее варварство.
— Кто этим занимается?
— Есть определенная бригада, так называемая «Міська варта”. Я несколько раз писал в КГГА, Кличко, начальнику полиции, делал запросы — что это за люди, кто их сформировал, какая численность, где они экипируются и за какие деньги? Ведь это нелегальный способ такого квазиформирования, они оснащены резиновыми дубинками и другими спецсредствами. У них есть машины для демонтажа и монтажа. Это — специальная группа для такого, я бы сказал, рейдерства. И они его применяют в последнее время очень активно.
Сейчас все это более комплексно рассматривается. Архитекторы рисуют, где будут стоять новые киоски, а существующие сносят вне зависимости от того, были на них документы или нет. Я бы сказал, что это проявление преступной деятельности в системе малых архитектурных форм. Нет здесь порядка и никто не хочет его наводить, это им выгоднее.
— А кто в городской власти отвечает за эти процессы?
— Раньше за это отвечал один из заместителей Кличко, потом он уволился. Занимаются этим те же люди, которые возводили на меня поклеп, что я надстроил на Доме профсоюзов два дополнительных верхних этажа. А я к этому никогда не имел никакого отношения.
— Но Кличко неоднократно заявлял, что систему установки и работы МАФов в Киеве упорядочат…
— Это — из ряда подобных заявлений, что мы жить будем по-новому, или что у нас будет безвиз. Так же и Кличко заявляет о МАФах. Я знаю, что его люди сейчас занимаются подземными пространствами в переходах, там тоже «зачищают» МАФы, чтобы затем запустить туда тех, кто будет более послушным, «ручным».
— Как людям защититься?
— Все, что происходит, зависит от степени противодействия малого бизнеса. Там, где бизнес поставил вопрос более-менее резко, хоть как-то «огрызается» — там они отступают. И хватаются за другое место. А там, где люди не могут организовать противостояние, киоски сносят и тут же ставят что-то новое, вот в чем проблема. Если бы это просто была благородная цель очищения города — все было бы понятно. Но это «делячество» по замене одних МАФов другими.
Борьба с зачисткой МАФов — больше ситуативная. Так, в Святошино, после того, как сломали несколько киосков, предприниматели стали протестовать и добились снесения «Рошена», так сказать, для сатисфакции. А то все снесли, кроме «Рошена». Но такие объединения предпринимателей не дают большого результата. Если власть ставит целью кого-то снести, а кого-то поставить на это место, она этого добивается.
— Передел идет во всех местах локализации МАФов?
— Нет, не сносят МАФы там, где это нужно было бы сделать. Например, рынок на станции метро Святошин: он просто перекрыл дорогу на протяжении железнодорожных путей, но работает, и никто его не трогает. Это — такая коррумпированная сфера. Она предусматривает снос, затем киоски концентрируют на штрафплощадках, люди отдают большие деньги, чтобы их выкупить.
— И городские власти не вмешиваются…
— Все «кодло», извините, работает под прикрытием полиции, других структур власти. Понимаете, к этому не может не иметь отношения полиция, ведь провезти крупногабаритные грузы через Киев провезти не просто. Но кто-то на это «закрывает глаза». Это — преступная сфера, которая будет существовать до момента, пока не будет принято какое-то правильное решение. Что может сделать только мэр.
— Как должна быть организована работа по упорядочиванию деятельности МАФов в Киеве?
— Я когда-то пытался организовать подписание меморандума между бизнесом и властью, который гарантировал прозрачные отношения. Мы тогда определяли такие параметры: киоск может стоять везде, за исключением пяти мест. Нельзя располагать МАФ в зоне красных линий дорог, на расстоянии 20 м от входа в метро, нужны ограничения по некоторым товарным группам, ларьки с водкой и сигаретами нельзя располагать у школ, нельзя ставить МАФ на коммуникации, в зеленых зонах. И предприниматели с этим согласились.
Они также согласны были платить за установку МАФа по закону. А сейчас незаконно отдают большие деньги. Посмотрите, сколько киосков имеют освещение! Где они его взяли? Нет законного подключения, а оно идет от «Киевсвета», «Киевэнерго», «Киевтранса». То есть, это — незаконная реализация городской электрической энергии через такие формы малой торговли. И за это люди платят энергетическим инспекторам большие деньги. Тем временем, у нас установлены в Киеве непродуктивные расходы электричества в районе 18% от общего потребления. То есть, существует узаконенная система разворовывания. Нигде в мире нет таких больших расходов, а у нас есть.
Предприниматели также согласились, что они должны платить за вывоз мусора, ведь после них он остается. Мы предлагали установить месячный тариф по оплате работы каждого киоска в размере тысячи гривен, на то время. Из них 60 гривен должно было уходить на вывоз мусора, 140 гривен на электроэнергию, а 800 — на оплату места. На киоске должны была висеть табличка, на которой была бы отмечена «привязка» данного МАФа, чтобы было видно, что он стоит там, где нужно. Также должна была быть учтена основная товарная группа, обозначен телефон собственника киоска, чтобы его можно было найти в любой момент.
То есть, путь нахождения здоровых, нормальных и прозрачных отношений с предпринимателями существует. Это — основной путь, а не бандитское снесение, которое недопустимо, раздражает, нервирует людей, они теряют уверенность в завтрашнем дне. Но власти это не очень нужно.