В. Борейко: «Государственные люди санкционируют «санитарную» вырубку здорового леса по всей Украине»

Украина впереди планеты всей по вырубке леса, утверждают экологи. Из страны вывозится древесина, которая официально является сухостоем, а неофициально — это деловая древесина, которую можно продавать в Европу. 14 тыс. вагонов с хорошей древесиной в год по-прежнему будут выезжать с территории Украины. По словам экспертов, незаконными рубками леса в Украине под видом санитарных занимается «Гослесагентство». В афере с массовым воровством леса в Украине замешаны государственные чиновники. О том, почему в Украине уничтожен экологический контроль на таможенной границе и как действует система государственного воровства леса, корреспонденту ГолосUA рассказал директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко.

 

— Владимир, к чему приведет уничтожение экологического контроля на таможенной границе и передача его функций таможенникам?

— Верховная Рада приняла закон об уничтожении экологического контроля на таможенной границе. Раньше специалисты могли определить, например, какая порода дерева вывозится, могли отличить дуб от граба. Сейчас экологический контроль убирается, и таможенники — самая коррумпированная служба в Украине — будут проводить экологический контроль, не являясь специалистами в экологической сфере. Теоретически предположим, что таможенники – честные и порядочные ребята, но честные и порядочные ребята – это еще не профессия. Они должны быть профессионалами. Через таможню проходит огромное количество леса, в котором нужно разбираться. Через таможню проходят дикие животные из Красной Книги,  которых нужно задерживать и не пропускать. 

 

— Это контрабанда?

— Безусловно, это контрабанда. И она занимает третье место в мире после контрабанды оружия и наркотиков. То есть, это очень большой кусок работы. Через таможенную границу провозится, например, черная икра, какие-то шкуры животных, в которых тоже нужно понимать и разбираться, задерживать или нет.  То есть, контроль должны осуществлять специалисты, они должны разбираться, они должны знать нормативную и законодательную базу — более 30 законов и нормативных документов. У них должно быть профильное образование или хотя бы иметься опыт экологического контроля.

 

— Все экологи, работавшие на таможенной границе, будут уволены?

— Разумеется. Экологический контроль существовал у нас более 20 лет, в 90-х годах он формировался. Я не скажу, что он прекрасно работал, но он работал  и осуществлял определенную функцию. Сейчас все эти люди будут уволены, и все их полномочия передаются таможенникам. Опять же непонятно, будет ли увеличен штат таможенников. Я думаю, нет, полагаю, это им навяжут и, скорее всего, их не будут обучать. Кто их будет учить? Министерство экологии заниматься этим не будет.

 

— Это бред. Полный непрофессионализм… 

— Да, это бред. Никто не будет заниматься обучением таможенников. У них нет определителей растений и животных, у них нет специальных нормативных документов, ведь все нормативные документы разработаны под эко-контроль, под эко-инспекцию.  Грубо говоря, таможенник задерживает нарушителя и не имеет права его оштрафовать, потому что этим занимается эко-инспектор. Даже для того, чтобы всю эту систему наладить, нужны годы. Я понимаю, если бы приняли закон и кучу подзаконных актов, где уже все переписано на таможню,  а тут просто взяли и  уничтожили систему, и все. Полная некомпетентность наблюдается, разваливают все, что было создано за годы Независимости Украины.

 

— Почему у нас такие вещи происходят?

— Здесь началась какая-то непонятная система. Еще в 2014 году Яценюк сказал, что мы должны освободить наш честный бизнес от всяческого контроля.  Как пиар, это я понимаю. Но я все-таки подхожу к этому вопросу как инспектор. Я работал в этой структуре и хорошо ее знаю. Как отличить хороший, честный бизнес от нечестного? Вот те, которые 14 тыс. вагонов леса везут, это нечестный бизнес. А для того, чтобы его отличить, должен быть контроль. А Гройсман подписывает в конце декабря прошлого года постановление, согласно которому экологическая инспекция  имеет право проверять только суперзагрязняющие окружающую среду объекты. Например, атомные станции или металлургические заводы.

 

— А все остальные объекты проверять нельзя?

— Разумеется. Все остальное, как то: добыча янтаря, лесхозы, добыча песка, добыча гравия, рыбное хозяйство, охотничьи хозяйства, маленькие заводики, — все это проверять не имеют права. Чтобы проверить их, нужно обратиться в Государственную регуляторную службу г-жи Ляпиной (Ксения Ляпина — председатель Государственной регуляторной службы Украины, –  Авт.), чтобы она, сидя в Киеве, попивая кофеек, дала разрешение, что можно проверить какой-то лесхоз, скажем, во Львовской области. У нас, в воюющей стране, нет денег на пенсии, на лекарства детям, но у нас создается целая специальная служба,  которая занимается тем, что дает разрешения другим службам делать проверки. И это Ляпина.

 

— В чем смысл такой службы?

— Непонятно. Говорят, мы боремся с чиновниками, а тут создали целую систему, которая занимается тем, что дает разрешения  санитарной службе, пожарникам,  кому угодно, делать проверку. Мы сделали проверку,  инспекция дала нам материалы, что за 7 месяцев этого года они отказали порядка 605 обращений граждан. То есть, наши граждане Украины лишены возможности защищать свои экологические права. Потому что появилась некая Ляпина, которая в Киеве решает, ехать или не ехать проверять тот или иной объект. Давайте пойдем дальше: допустим, если где-то случился пожар, то пожарные не смогут поехать, не взяв разрешения у Ляпиной. Кого-то там избивают, мы звоним в полицию,  а они говорят: мы бы приехали к вам, проверить бандиты там или нет, а Ляпина не разрешает. Это полный бред. К слову, недавно Гройсман был в Одессе и сказал, что весь этот контроль нужно убрать  и только развивать бизнес. Но, простите, у нас  по Конституции Украины самое главное  – жизнь человека, а не кошельки бизнеса. То есть, нельзя пускать лавочников в правительство. Какой-то бывший директор базара, не имея образования, стал премьером и теперь эту базарную этику он распространяет на всю страну,  попирая Конституцию.

 

— Украинцы все же имеют право защищать свои экологические права?

— Согласно Конституции, мы, граждане Украины, имеем право обращаться  в госорганы, мы имеем право защищать наши экологические права. Если у нас рубят лес, если у нас загрязняют речку, если сжигают отходы и идет едкий дым, граждане имеют право жаловаться в госструктуры. А они не имеют право приехать, они пишут Ляпиной, а она, сидя в Киеве, «знает» все, что происходит по всей Украине. Так о какой охране того же леса может идти речь?!

 

— Выходит, наши леса государство не защищает…

— Безусловно.  Лес – это Клондайк. Если лесхозы знают, что их никто теперь не проверит, полиция не имеет права проверять их, это не их протокол, то представляете, что делается в лесах?! 2/3 украинского леса – это уже рубки. Киевская область еще не совсем вырублена. А вот Житомирская — 30 тыс. га леса за 15 лет вырублено, а в Ровенской — 111 тыс. га за 15 лет уничтожено. Кстати, в Сухолучье при Януковиче рубок не было, там была охота.  Сейчас там начались рубки, за последние 2 года там вырублено больше леса, чем за предыдущие 15 лет.

Ведутся якобы санитарные рубки. Но наблюдается странная картина  — почему-то короеды выжирают у нас лес квадратами. Они выучили  геометрию, потом они почему-то плодятся только возле просек и дорог, в глубине леса они не плодятся.  До 2015 года они сжирали леса гектарами, а после 2017 года сжирают меньше гектара, потому что, согласно новому закону, на вырубку больше гектара нужна экологическая экспертиза. Получаются, что лесхозы – это враги леса.

 

— Почему у нас зачастую нещадно вырубаются здоровые леса?

— Согласно официальным документам, выходит, что у нас в Киеве в Дарницкой лесопарковой зоне  сохнет дуб возрастом 110 лет. По определению такие дубы не могут высыхать.

Считается, что 80-летние дубы – это молодые дубы, они вообще не сохнут. 110 лет для дуба — это все равно, что пацан 20 лет.  Пишут, что массовое вымирание леса идет, но мы проверяли – нигде ничего не сохнет, тем более массово.  Нормальные сосны, прекрасный лес. Мы полностью на «пузе» пролазали 0,4 га (100 м на 40 м) Дарницкого леса, нет там массового высыхания деревьев. На 5 тысяч деревьев мы насчитали всего 30 сухих сосен. Мы видим, что в государственном масштабе происходит подтасовка фактов, потому что дают разрешение на вырубку здорового леса именно государственные люди.  И так по всей  стране, мы вскрыли систему. Этих людей, чиновников, никто не контролирует, ведь это огромные деньги.

 

— Лес – это «легкие» города…

— Несомненно, причем Дарницкий лес — это очень ценный лес. В Киевской области таких лесов нет. В Дарницком лесу есть сосны по 200 лет, там есть дубы по 400 лет, там, собственно говоря, настоящий лес, не саженый. Правда, есть там и кусочки саженого леса, полностью он не вырублен, и это для Украины нонсенс, когда лес полностью не вырублен. 

Дарницкий лес сформировался в послеледниковый период, на русле пра-Днепра,  и он полностью не был вырублен. Это эндемика (эндемики — растения или животных, которые встречаются лишь на ограниченной территории и в определенных местах, поэтому многие из них занесены в Красные книги стран мира, – Авт.), как лес в Пуще-Водице — Святошинский  из этой эндемики, так же, как Голосеевский лес. У нас в столице три леса — эндемики  — Голосеевский никогда не рубился полностью, Дарницкий — полностью не рубился, только частями и Святошинский.

Читайте также по теме