Совсем скоро наступят новогодние праздники. Чтобы не попасть впросак во время экономического кризиса в стране, важно понимать, в какое время скидки наиболее выгодны для покупателей, каков механизм их формирования и в чем заключается мошенничество со стороны магазинов. Эксперт Ассоциации поставщиков торговых сетей в Украине Виталий Бушковский ответил ГолосUA на наиболее распространенные вопросы о покупках в период распродаж, а также проинформировал, какими будут новогодние скидки в торговых сетях.
— Расскажите о механизмах формирования скидок. Какими они должны быть по правилам, ведь, наверняка, есть мошенничество со стороны магазинов?
— В зависимости от категории товара и количества времени, которое он лежит на полках, происходит градация того, как он уценяется фактически. Но у нас не всегда так бывает, к сожалению. В Украине всегда хотят заработать по максимуму, минимально вложив. Магазины мошенничают, подменяя понятие «скидка». То есть за два дня поднимают цену на 20%, потом вешают ярлык «минус 20%» и получается соответствующая «скидка». Это один из самых распространённых путей обмана покупателя.
— Насколько введение разнообразных скидок выгодно для торговых сетей? Как часто увеличиваются и продажи, и выручка?
— Все зависит от категории товаров. На примере крупных украинских ритейлов видно, что некоторые изначально ставят не самые высокие цены, а также добавляют всегда скидки на некоторые группы товаров. В одном из киевских супермаркетов около 1000 товаров, которые стоят дешевле, чем в остальных сетях. Это сделано потому что поток покупателей стал меньше, естественно, падает и выручка, которую бизнесу хочется сохранить. Снизить цены и дать скидки — самый простой способ привлечь покупателя в свою торговую сеть. Насколько это увеличивает выручку, в цифрах не скажу.
— Но как прибыльнее для продавца: делать максимальные скидки и привлекать широкий круг покупателей, получая доход из оборота, или удерживать высокие цены в расчете на состоятельных клиентов?
— Все зависит от ассортимента. Если это магазин «лакшери-класса», то больших скидок стоит ожидать только на старые коллекции. Так зачастую происходит во всех брендовых магазинах. А если вести речь о продуктах, то тут проще делать скидки, ориентируясь на более массовый рынок.
— К примеру, в одной из торговых сетей вводят 30% скидку, а через две недели отнимают еще 20%. Если какие-то подсказки для покупателей, как купить наиболее выгодно?
— Обычно наибольшие скидки — предновогодние. Пик торговли и распродаж приходятся не на «черную пятницу», а на конец декабря.
— Насколько могут быть снижены цены на одежду, обувь, бытовую химию, парфюмы, ювелирные изделия, новогоднюю продукцию в этом году?
— Я могу сказать «вилку»: 30-50%. На некоторые отдельные позиции мы увидим скидку до 70%. Конкуренция становится все более жесткой, производителям и продавцам нужны оборотные средства. На мой взгляд, скидки, судя по «черной пятнице» в Украине стали более реальными. Если в прошлом году они составили около 15-20%, то сейчас — в районе 30%
— Есть регламентирующие механизмы, из-за которых нельзя снизить цены ниже определенной черты?
— Все зависит от философии компании, которая это делает. К примеру, обсудим рынок яиц. Цена яиц по опту — 20 грн за десяток, в торговых сетях они практически реализуют их для себя в «минус», зато «отбивая» деньги на другой товарной позиции. В каждой нише есть свои устоявшиеся правила.
— Что особенного в истории введения и реализации скидок в Украине?
— История пишется только сейчас, потому что рынок не был так перенасыщен. Скидки появляются тогда, когда есть переизбыток товара. До 2008-го года рынок рос, и не было крайней необходимости, чтобы снижать цены в угоду покупателям. Сейчас на рынке даже производители, которые остались практически те же, становится более лояльным к покупателям. Именно производитель, а не конкретно продавец чаще всего диктует размер скидки.
— Охарактеризуйте политику скидок в нашей стране и за рубежом…
— За рубежом — это всегда происходит сезонно. Мы сейчас перенимаем этот опыт и потихоньку к этому движемся. Никогда не нужно изобретать велосипед, все уже придумано до нас.
— Какая судьба у залежавшихся на полках товаров, которые никак не продаются, несмотря на постоянные скидки?
— Могу предположить, что у нас все больше появится таких магазинов, которые будут реализовывать именно такие товары с очень большими скидками. В частности, это коснется техники.