Марина Иванова
07:00 23/10/2015

В. Чевгуз: «Увольнение всех старых судей — реформа, взятая «с потолка»

Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, одним из направлений судебной реформы может стать назначение новых судей по принципу, уже апробированному в полиции: набор на конкурсной основе после увольнения. По словам министра юстиции Павла Петренко, в Украине могут заменить около 9 тысяч судей. О том, к чему приведет такая кадровая ротация, корреспондент ГолосUA узнавала у адвоката Виктора Чевгуза.

-Виктор Степанович, Кабмин предлагает осуществить “полную перезагрузку” судебной системы по принципу набора в полицию. Что вы об этом думаете?

Судебная реформа нужна, как и кадровая ротация в судейском корпусе. Но такой принцип набора судей абсолютно не подходит. Это курам на смех — как можно набирать людей по конкурсу? У судьи обязательно должно быть высшее юридическое образование. И при подборе должен учитываться возрастной ценз: в 23-24 года человек может иметь высшее юридическое образование, но в таком возрасте нет жизненного опыта. А ведь судьи решают вопросы о назначении меры наказания в виде пожизненного заключения… Однако власть же не советуется с профессионалами, принимая подобные решения. Сидят у себя в Кабмине и Верховной Раде, придумывают реформы по принципу «трех п» — пол, палец, потолок. И это вместо того, чтобы спросить у людей, как они видят эту реформу, учесть мнение тех, кто работает с судьями — прокуроров, следователей, адвокатов.

-Как вы относитесь к идее увольнения всех старых судей?

-Всех «под одну гребенку чесать» нельзя. Да, есть те, кто брал взятки, превышал полномочия. Но так поступали не все. Поэтому, на мой взгляд, всех нечистых на руку судей нужно вывести за штат, с замешанными во взяточничестве, превышении служебных полномочий, принятии незаконных решений однозначно нужно распрощаться. Основной показатель судьи — качество решений. Если каждое второе его решение отменено, с таким человеком следует прощаться. Это нетрудно выяснить, изучив вердикты за последние три-пять лет. Если одно-три решения в год отменены или изменены — это нормально, человек мог просто ошибиться, не дочитать, не увидеть что-то. Но в случае, если присутствуют повальные отмены… Третий важный момент — количество жалоб на судью. Я знаю судей, на которых — по 10-20 жалоб за год.

-Как быть с остальным судьями?

-Всех остальных судей надо оставить, дать им возможность работать. Ведь, чтобы стать судьей, нужно получить высшее образование, три года быть помощником судьи. И только после этого начинать самостоятельно рассматривать дела. Можно сказать, что нормальный судья — где-то после 10 лет стажа. А кто его до этого будет учить? Должна быть преемственность, старые судьи. Я уже 28 лет преподаю в университете, имею 20 лет адвокатской практики. И вижу, что судья, прокурор, следователь, адвокат начинают профессионально трудиться только после 10 лет практики. До 5 лет — это вообще писари, «срисовывающие» чужие образцы, с 5 до 10 лет они учатся самостоятельно что-то решать, и только после 10-летнего срока начинается настоящая работа.

-Но судей собираются набирать, как в полицию, на конкурсной основе…

-Обычно молодой судья сидит в одном кабинете с опытным, учится у него, наблюдает, просит совета. Ну вот набрали новых полицейских — и они не знают, как оформить протокол осмотра места происшествия, не могут оформить простое хулиганство, разбой или кражу. Уже два-три десятка машин разбили, пьяные за рулем ездят, есть случаи торговли изъятым имуществом. Так же нельзя!

-Кто должен заниматься отбором квалифицированных судей?

-Есть судебная администрация, Высшая квалификационная дисциплинарная комиссия судей. У них — все жалобы, все это собирается.

-Почему же сейчас этот механизм неэффективен?

-Сначала нужно «почистить» эту высшую дисциплинарную комиссию. Там сидят те, кто был у Кучмы, Ющенко, Януковича. Всем властям служили, и сегодня защищают корпоративную честь мундира. Посмотрите, сколько судей-взяточников! И никого не посадили. Мы же видели, как судили Тимошенко, Луценко, это было пародией на суд. И эти судьи продолжают работать, поэтому — нужно начинать с Высшего совета юстиции, дисциплинарной комиссии судей. Иначе освобожденные от работы обжалуют решения об увольнении, восстанавливаясь в должностях. И никакая люстрация на них не подействует.

-Что еще мешает судебной реформе?

-Одно из самых отрицательных влияний на судей исходит от прокуратуры. Согласно новому УПК, прокуратуру объединили в одно целое с судом и милицейскими следователями. В результате, что напишет прокуратура — то суд и дублирует. Это же позор какой-то! И пока суд не станет независимым от прокуратуры, так дальше и будет. По Конституции, прокуратура не имеет права заниматься предварительным следствием. А сегодня они — руководители расследования преступлений. Без подписи прокурора ни одно процессуальное действие не выполняется, что является одним из основных факторов вынесения судами неправомерных решений.

Читайте также по теме