На днях группа народных депутатов практически из всех парламентских фракций зарегистрировала законопроект № 6078, значительно снижающий размер штрафных санкций в отношении недобросовестных работодателей и сокращающий количество проверок предприятий. Представители бизнеса и ранее отмечали, что размер штрафов, в частности, за неправильное оформление сотрудника на предприятии, установленный новым законом, несоизмерим с доходами отечественных компаний. Так, максимально по закону сейчас контролирующие органы вправе взыскать 320 тыс. грн, однако сократить штраф авторы законопроекта предлагают до прежних 1600 грн. ГолосUA поинтересовался у эксперта по трудовому законодательству Виталия Дудина, насколько велика вероятность возврата к прежней системе штрафов и чем это обернется для украинских наемных работников?
— Виталий, как, по-вашему, успели ли новые штрафы усугубить жизнь бизнесу в Украине, если против них поднялись практически все парламентские силы?
— Новый порядок проверок и новые размеры штрафов не успели нанести какого-то существенного урона бизнесу. Наоборот. Правительство сообщает об активизации экономики, увеличении рабочих мест и растущих налоговых поступлениях. Я думаю, что причина активизации действия законотворческая связана с желанием понравиться работодателям, понравится собственникам бизнеса разного уровня – будь это ФОПы или крупные работодатели.
— Кто стоит за этой инициативой?
— Сейчас есть явная лоббистская настроенность со стороны Федерации работодателей Украины, которая контролировалась и продолжает контролироваться одним политиком. Я вижу желание проталкивать и курс работодателей со стороны всех парламентских фракций практически, потому что представители всех этих политсил поставили подписи под этим законопроектом. То есть, у нас есть определенный политический консенсус вокруг позиции Федерации работодателей Украины. Причем характерно, что к ним присоединился даже Сергей Каплин, который назвался представителем профсоюзов в парламенте. Это парадокс.
— Были ли уже реальные случаи применения высоких штрафных санкций на работодателя?
— Госслужба труда уже накладывает такие штрафы: так, буквально на этой неделе одного ФОПа оштрафовали на 134 тысячи за неоформленных работников. Также в Ивано-Франковске на владельца строительной фирмы наложили штраф на 320 тысяч гривен. То есть уже эти крупные штрафы начали применяться. И никакого особого беспредела я в этом не вижу. Речь шла о ситуации, когда проверяющие пришли на явно работающее и нанимающее работников предприятие, но собственник просто отказался предоставить документы о количестве работников и уровне их заработной платы. Тут сыграла роль принципиальная позиция работодателя, которая явно не основывалась на законе. Но если он докажет, что этими его действиями не было нанесено какого-то ущерба охраняемым государством интересам, то он этот штраф сможет в судебном порядке отменить. Если он докажет, что эти люди были оформлены и работали легально, но по каким-то причинам он эти документы не предоставил.
— А чем, по вашему мнению, обернется инициатива по снижению размера штрафов и количества проверок на предприятии?
— Эти изменения тянут Украину в прошлое – в ту эпоху, когда эксплуатировать работников можно было без любого оформления. Это, конечно, не вяжется ни с какой цивилизованной европейской практикой и показывает, что наши работодатели не готовы работать по закону. В Евросоюзе с нелегальным трудом борются жестко и налагают штрафы в размере миллионов гривен.
— Ну, и доходы украинского бизнеса далеки от европейских показателей, поэтому позицию отечественных предпринимателей тоже можно понять…
— Ни в одном цивилизованном обществе не может быть ситуаций, когда работник не защищен абсолютно, потому что в таком случае нет условий для какого-то продуктивного труда. К сожалению, у нас складывалась ситуация, при которой работодатель был более защищен по экономическим и политическим причинам. Я имею ввиду то, что заработная плата у нас была самой низкой в Европе и остается такой – даже Молдова нас опередила. А высшие эшелоны власти всегда были настроены на неолиберальные реформы. То есть, наша власть в последние годы говорит исключительно о том, как улучшить условия ведения бизнеса, но не говорит об усилении защиты работника. Эта политика привела к серьезным структурным проблемам в нашей экономике. Платежеспособность населения снизилась в разы, поэтому нет стимула что-то производить или продавать, поскольку никто эти товары не купит. Поэтому наше правительство в конце предыдущего года задумалось об ошибочности приоритетов поддержки бизнеса и перешло к политике, которая носит более протекционистский характер по отношению к нанятому работнику. Это, в свою очередь, выразится в активизации покупательской способности, и в запуске производств, направленных на удовлетворение насущных нужд. Так и прекращение миграции рабочей силы в соседние страны. Повышение заработной платы минимальной без усиления ответственности работодателей невозможно.
— Насколько велика вероятность принятия этих изменения?
— Я думаю, что правительство не допустит реванша самых жадных слоев работодателей – тех, кто подписался под законопроектом №6087. Этим планам не суждено сбыться, если наше правительство заинтересовано в какой-то экономической стабилизации. Если мы примем этот закон, то работодатели снова поймут, что нарушать трудовые права можно, не будут оформлять работников, и бюджет потеряет в фискальном плане. Наш бизнес не хочет менять схемы, но исторически жесткие социальные требования заставляли бизнес как-то адаптироваться, внедрять новые технологии и становиться конкурентоспособным в принципе. В отсутствии социальной ответственности бизнеса и сильного профсоюзного движения именно государство должно взять на себя функции по увеличению справедливого давления на бизнес, что, конечно же, в перспективе, должно положительно отобразиться на обществе в целом.