Мария Мамаева
08:07 07/05/2017

В. Дудин: «Увеличение безработицы стало целью государственной политики в Украине»

На днях вице-премьер Павел Розенко возобновил дискуссию вокруг реального количества безработных в Украине. Так, если официальные цифры декларируют всего 1%, то Международная организация труда, согласно своей методике, насчитывает почти 9%. Вот и Розенко заявил, что без работы в стране сидит не менее 1,7 миллиона граждан. В то же время, эксперты говорят, что при 20 миллионов трудоспособных граждан официально зарегистрированными на рабочем месте у нас считаются всего 11-12 миллионов. Тема безработицы становится все более актуальной в условиях, когда на 1 пенсионера уже  приходится 1 налогоплательщик, а население продолжает стареть. Чтобы понять, в чем причины огромной разницы в результатах подсчетов, а также каковы перспективы улучшения сферы занятости в Украине ГолосUA обратился к юристу Центра социальных и трудовых исследований, активист ОО “Соціальний рух” Виталию Дудину.

— Виталий, каково реальное количество безработных в Украине?  

— Данные господина Розенко ближе к действительности, чем официальная статистика. Претензии к государственной статистике по безработице были давно. Очень часто можно было услышать о безработице по официальным данным и по методике МОТ (Международной организации по труду – Авт.), которая, как правило, показывала выше процент. Для нашей страны очень распространена латентная безработица.

— Каковы ее источники?

— Это могут быть люди, которые уже потеряли право на получение помощи по безработице, но так и не нашли работу подходящую. То есть, это люди, которые находятся в таком неопределенном положении. Следующее – это самозанятость, которая часто может иметь фиктивный характер. То есть, люди могут быть зарегистрированы в качестве физических лиц – предпринимателей или определенных так называемых свободных профессий – могут быть адвокатами, нотариусами, официально зарегистрированными, но де-факто они не реализуют соответствующей хозяйственной деятельности: не предоставляют услуг, не продают и не производят.

Плюс – есть значительная часть людей, которые находятся за границей. Их тоже нельзя считать трудоустроенными. Они не смогли найти работу в нашей стране, и вынуждены выживать за границей. Со студентами также есть проблемы. Возможности устроится по квоте и по направлению тоже очень ограничены. Вряд ли кто-то пользуется этими программами. Есть еще вопрос вынужденных переселенцев. Эти люди тоже находятся в подвешенном правовом состоянии. Часто они просто официально не оформляются по новому месту жительства, поэтому в данные статистики они не попадают.

— Как будет меняться показатель безработицы, учитывая, что правительство усилило меры по борьбе с теневым рынком занятости?

— По моему мнению, безработица будет расти, и требования, которые выдвигают международные институции, включая Международный валютный фонд, заключаются в сокращении бюджетного сектора – учителей, врачей, сотрудников различных органов, ученых. Причем это не побочное явление государственной политики – это цель, которая декларируется и будет достигнута. То есть, увеличение безработицы парадоксальным образом стало таким маячком, ориентиром, для получения кредита МВФ, поэтому следует прогнозировать дальнейшие выезды украинцев на работу за границу – как в Россию, так и в Евросоюз.

— Можно ли как-то исправить эту ситуацию?

— Если государство создаст условия для найма рабочей силы в частном секторе. Или создаст какие-то новые рабочие места на государственных предприятиях. Это можно сделать при помощи субсидий на создание рабочих мест. У нас сейчас только ЕСВ (единый  социальный взнос – Авт.) компенсируют при найме неконкурентоспособных работников. А раньше у нас была дотация на создание рабочих мест, и как показывает опыт, уровень трудоустройства при дотациях был выше, чем сейчас – за счет компенсаций исключительно ЕСВ.

— Как отразилось на официальной занятости повышение минимальной зарплаты?

— С повышением минимальной зарплаты немало предпринимателей решили уклониться от закона, оформить персонал на 4-хчасовой рабочий день, хотя люди, на самом деле, работают полный день. Иногда это делается не фиктивно – когда предприятия действительно не способны обеспечить работников полной занятостью и переводят их на 4-часовой рабочий день. Таких людей можно отнести к частично безработным. Есть также люди, которые работают по, так называемым, гражданским договорам – договорам подряда в строительстве. Это также нельзя назвать стабильным наймом, поскольку человек теряет заработок после выполнения какого-то проекта. Так что эти люди также находятся в уязвимом положении, и они также оказывают потенциальное давление на рынок труда.

Конечно, есть определенный позитив, связанный с повышением минимальной зарплаты, потому что раньше она была вообще на уровне центральной Африки. После повышения ее вдвое это уже показатель, близкий к Пакистану или Молдове. Но это не уровень даже России или Белоруссии. Возможно, такие мизерные зарплаты будут стимулировать западные корпорации открывать производства в Украине.   

— Повлияет ли на реальное количество безработных в Украине принятие нового Трудового кодекса?

— Новый Трудовой кодекс может усилить те проблемы, которые уже есть, потому что переводить людей на срочные контракты станет проще. Для этого достаточно будет устного согласия нанятого работника. Это может еще больше усугубить положение наших граждан, потому что люди на срочных контрактах не могут брать кредиты, вынуждены беречь свои деньги, меньше потребляя. Это может также отобразиться на снижении покупательской способности и состояния экономики. Плюс – такие люди чаще принимают решение о переезде за границу. Поэтому перед нами стоит большой вызов. Вместо того, чтобы создавать рабочие места или же стимулы для найма в частном секторе государство сейчас снимает с себя ответственность.

Читайте также по теме