Валерия Шипуля
07:00 12/09/2017

В. Дудин: «Власть окончательно перестанет создавать рабочие места, если примет закон о занятости»

В середине июня был обнародован проект закона об активизации поиска работы безработных и ищущих работу. Пока что данный документ не одобрил Кабмин, но общественники уже бьют тревогу: большая часть положений данного законопроекта жестко контролирует безработных, а пособия будут выдавать в ограниченном количестве и отберут их при малейшем нарушении. О тонкостях нового закона корреспонденту ГолосUA рассказал юрист Центра социальных и трудовых исследований Виталий Дудин.

— Чем обусловлена разработка проекта закона об активизации поиска работы безработных и ищущих работу?

— Законопроект продиктован тем, что уровень занятости в некоторых сферах драматически снижается, в частности, в бюджетной сфере и оборонной. Частные компании продолжают подавать объявления о вакансиях, но я так понимаю, что в министерстве это воспринимают как какую-то временную тенденцию, поэтому они хотят усилить регулирование на рынке труда и внедрить более существенные стимулы для работодателя. Вместо компенсации ЕСВ там предусматривается компенсация части заработка бюджета службы занятости. В частности, если создаются новые рабочие места в некоторых перспективных отраслях экономики, на два года предлагается компенсировать 50% заработка и даже целую зарплату мелким предприятиям в сфере АПК. Возможно, меры и нужные, но, когда вводилась компенсация ЕСВ в 2013 году, многие воспринимали это как недостаточный стимул. Также ЕСВ снизилась, поэтому это не может быть каким-то сильным мотивом для создания новых рабочих мест.

— Кого приравняют к занятому населению?

— К занятому населению будут приравнены даже те, кто предоставляет услуги через интернет, дистанционно, на условиях гражданско-правового договора. Я сомневаюсь, что это можно считать полноценной занятостью. Государство, таким образом, снимает с себя ответственность и говорит: «если вы уже нашли себе работу, которая приносит вам минимальный доход, даже 100 грн в месяц, значит, мы не обязаны искать вам место».

— Затронет ли новый законопроект размер пособия по безработице?

— Среди прочего указывается, что пособия по безработице будут получать те граждане, которые отработали за последний год не менее 8 месяцев, а сейчас этот порог составляет 6 месяцев. Если ваш общий страховой стаж меньше 3 лет, то вы не сможете получать пособие по безработице в размере половины от вашего предыдущего среднего заработка. Сегодня человек с двумя годами страхового стажа уже рассчитывает на 50% от среднего заработка. Сейчас для того, чтобы получать 70% от заработка, нужно иметь 10 лет страхового стажа. Там же эта планка повышается до 20 лет. Только люди с большим трудовым опытом могут получать достойную выплату. Это не совсем согласуется с лучшими европейскими практиками, потому что в Евросоюзе пытаются делать инклюзивную систему социальной защиты безработных, учитывая, что многие люди работают в каком-то неформальном секторе или на условиях частичной занятости. Это не позволяет выполнить критерии о тех же минимальных месяцах страхового стажа за последний год. В некоторых странах этот порог снизили, либо вообще отменили. Пособие по безработице должно быть достойным и приближенным к тому заработку, который получал человек. Это стимулирует людей получать официальную зарплату, они будут знать, что при выходе на пособие они будут получать больше денег.

— Также это будет сдерживать их от принятия любой попавшейся работы…

— Конечно.  Если мы радикально урезаем пособие по безработице, то это ведет к принудительному труду, когда человек из-за голода должен идти куда угодно. В новом законе отсутствует минимальная гарантия в части пособия по безработице. Его размер будет определять правление фонда по соцстрахованию на случай безработицы. Эта сумма будет установлена не законом, не постановлением Кабинета министров, а более гибким путем на уровне правления фонда. Это позволяет пересмотреть сумму пособия, в том числе, в сторону уменьшения. Срок получения пособия по безработице уменьшается на 90 дней, если человек 1 раз откажется от общественных работ без уважительной причины.

— Что вы скажете о создании транзитных рабочих мест?

— Предусматривается создание транзитных рабочих мест, что отклоняется от стандартных условий занятости. Это будут места на ограниченный срок, а первые два месяца можно будет платить около 2/3 от минимальной заработной платы. Это примерно 2133 грн. Безусловно, это приведет к сегментации рынка труда, когда будут нормальные работники, получающие «минималку», и транзитные работники, которым платить можно меньше «минималки». Главным условием является получение новых навыков и обучение, но насколько правильно это будет пониматься работодателем – большой вопрос.

— Как будут контролировать доходы безработных?

— Дополняется законопроект о страховании на случай безработицы положениями о верификации. То есть, такие же жесткие механизмы, как у нас существуют в сфере субсидий, будут действовать и в сфере пособия по безработице. Будут созданы электронные реестры, с помощью которых будет легко отследить, получал ли безработный какие-то дополнительные выплаты. Это может быть и заключение какого-то гражданско-правового договора, по которому человек получает хоть 100 грн в неделю, это может быть получение субсидии, и других социальных выплат. Все это будет учитываться для того, чтобы снизить количество получателей пособий по безработице. Выплату пособия по безработице могут приостановить на срок до 30 дней, если служба занятости засомневается в каких-то документах.

— Останутся ли квоты в новом законопроекте?

— Квоты для устройства инвалидов на работу остаются такими же, какими и были, и каждое предприятие, в котором работает не менее 8 человек, обязано эту квоту выполнять. Проблемы возникают, если мы говорим о более широком перечне работников, который установлен статьей 14 законопроекта о занятости населения. Речь идет о работниках с семейными обязанностями, о лицах предпенсионного возраста, о выпускниках университетов, о демобилизованных военнослужащих. Для этих лиц квотированные рабочие места будут создаваться на предприятиях, где трудятся свыше 50 человек. На мелкие предприятия эта обязательная квота уже не распространяется. К слову, сейчас квота распространяется на учреждения, в которых работают от 20 человек. Урезания коснутся бывших военнослужащих. Сейчас они могут пользоваться «броней» для трудоустройства на протяжении всего времени освобождения от службы. Там же это будет ограничено сроком, именно тремя годами. Если они не успели воспользоваться этой льготой, она просто пропадает.

— В каком статусе находится законопроект об активизации поиска работы безработных и ищущих работу?

— Его статус следующий: он прошел общественное обсуждение, которое формально закончилось еще в июле, но по сайту Минсоцполитики видно, что к нему не было внесено никаких предложений. По крайней мере, в электронной форме. Считается, что он прошел обсуждения, был одобрен общественностью, и теперь его должен утвердить Кабинет министров. Потом он будет внесен в Верховную раду.

— Как вы считаете, принесет ли пользу этот законопроект для рынка труда?

— Я не уверен, что это активирует рынок труда. Тот, кто хочет работать в тени, там, скорее всего, и останется. Государство, по сути, снимает с себя обязанность по созданию новых рабочих мест. Свою роль они видят только в дотациях. По моему мнению, развитие занятости в каком-то бюджетном секторе, создание производств, как промышленных, так и технологических могло бы улучшить ситуацию. Если же дотации будут назначаться в агросекторе, то вряд ли это сделает нашу страну более развитой. Проблему активизации рынка труда государство хочет решить за счет безработных, а не за счет прогрессивного налогообложения самых богатых или же за счет наказания тех предпринимателей, которые не выполняют квоты по трудоустройству неконкурентоспособных людей. 

Читайте также по теме