Мария Мамаева
18:07 25/12/2012

В. Фесенко: «Комитеты в Раде распределили к обоюдному согласию власти и оппозиции»

После такой горячей борьбы политических сил, в которую превратились парламентские выборы на отдельных округах, украинская общественность ожидала не менее оживленной дискуссии и в самом парламенте. А политологи и прочие эксперты пророчили, что в таком составе народным депутатам 7-го созыва не дожить до конца каденции. Тем не менее, первые важные события в стенах Верховной Рады прошли на удивление спокойно и мирно. Не исключением стало и сегодняшнее распределение парламентских комитетов. И это вселяет подозрение, настолько ли идеологически разные политсилы зашли в Верховную Раду. О том, как удалось договориться априори недоговорным политикам и какой ценой был достигнут компромисс между властью и оппозицией, ГолосUA спросил у политолога, директора Центра политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
— Владимир Вячеславович, по вашему мнению, насколько справедливым было сегодняшнее распределение парламентских комитетов?
— В данном случае понятие справедливости довольно относительно. В законодательной власти уже давно сложились определенные традиции – и оппозиция об этом много говорила накануне распределения комитетов – по передаче контрольных комитетов парламента (в частности, бюджетного, регламентного) оппозиции. А на этот раз они, как мы знаем, достались Партии регионов. Причем оппозиция, в особенности «Свобода», не смотря на свою любовь к демонстрации решительности в борьбе с политическими оппонентами, в кулуарах сумела с ними договориться и идти на компромисс. Это мы увидели и во время кадровых назначений – я имею в виду избрание главы Верховной Рады, также и парламентские комитеты были распределены очень спокойно. А раз обошлось без конфликтов, значит, это устроило оппозицию.
И все же, что стало наибольшей интригой этого распределения?
— Я бы отметил, например, что бюджетный комитет достался не просто человеку от Партии регионов – он перешел к доверенному человеку Рината Ахметова Евгению Геллеру. И те люди, которых называли фаворитами на эту должность – Владимир Макеенко, Владислав Лукьянов – ему уступили. Владимир Макеенко остался на регламентном комитете, поскольку продемонстрировал эффективность своей работы, а вот Сергей Буряк, который также претендовал на эту должность, оказался всего лишь заместителем.
Оппозиции же отдали те комитеты, которые и предполагались. При этом баланс интересов также соблюден. Комитет по вопросам иностранных дел получил регионал Виталий Калюжный – видимо за то, что курировал «анти-Тимошенковскую» кампанию. А вот комитет по Европейской интеграции получил оппозиционер Григорий Немыря. Так что, на мой взгляд, комитеты распределили к обоюдному удовольствию.
Даже проблему с комитетом для «Свободы» решили «ювелирно»: вместо курирования сферы свободы слова им досталась экология, а возглавил комитет не скандальный Мирошниченко, а малоизвестная Ирина Сех (не Фарион и не Михальчишин). Комитет же по свободе слова возглавил очень «гибкий» бютовец Николай Томенко.
— Увеличение количество глав комитетов вы бы тоже отнесли к одному из путей поиска компромисса?
— Совершенно верно. Ведь количество желающих получить пост главы комитета было больше, чем самих комитетов. Опять-таки это стало новой количественной формулой парламентской справедливости. Если бы компромисса не было, наверняка, та же «Свобода» да и другие оппозиционеры продемонстрировали бы свое решительное несогласие.

Читайте также по теме