«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым», — строка из песни к советскому кинофильму о Великой Отечественной войне. Казалось бы, сложно представить, что в наше время подобное может происходить у нас дома, могут гибнуть люди — но, к сожалению, это так. О том, какими могут быть варианты развития событий в Украине и в Киеве, корреспондент ГолосUA расспросила главу правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
— Владимир Всеволодович, каковы возможные дальнейшие сценарии? Виктор Янукович официально заявляет о том, что он против силового сценария, однако происходящее опровергает эти утверждения…
— Все это некие оправдания — по поводу того, что это вынужденные, ответные меры. Хотя на мой взгляд, вся логика вчерашних событий показала, что это был заранее подготовленный сценарий, начиная с происходящего утром, когда были спровоцированы массовые беспорядки в Киеве, чтобы использовать это, как повод для зачистки Майдана.
Так что, думаю, это все риторика, и не более того. И боюсь, что Янукович, а также силовики, которые являются главными авторами этого сценария, неадекватно оценивают ситуацию. Они считали, и, насколько я вижу, в Москве им постоянно об этом говорили, что этот беспорядок не может продолжаться так долго. Видимо, наведение порядка было условием для получения российской помощи. Такие предположения уже высказывались.
Но неизбежное следствие силового сценария — это новая эскалация кризиса. В ответ на применение силы со стороны «Беркута» и, не дай Бог, армии будет ответная волна насилия. И произойдет то, что уже начинается — резко возрастут риски раскола страны.
— Существует ли более оптимистичный сценарий?
— Тот же, что был и до этого. Для начала надо попытаться закрепить и перевести в договорной режим перемирие, не допустить новой эскалации насилия. Это — первый шаг, его нужно сделать уже сегодня, а можно было осуществить еще и вчера. Но никто этого даже не попытался сделать. Во всяком случае, со стороны власти, был запущен другой сценарий.
Единственный мирный цивилизованный способ связан с компромиссными решениями. Какие это решения — давно известно. Но они, к сожалению, не принимались. Что и спровоцировало, в конечном итоге, новую эскалацию конфликта.
— Сегодня прошла пресс-конференция представителей Европарламента. Их позиция опять больше похожа на декларацию намерений, чем конкретные действия. Почему?
— Европа очень часто действует по отношению к украинскому кризису с запозданием, путем долгого согласования интересов. Так происходит не только по отношению к Украине, но и к другим международным кризисам. Европа, скажем так, недостаточно эффективна в разрешении нашего кризиса. Попытки сдержать эскалацию насилия в Украине предпринимаются. Но здесь недостаточно только уговоров по телефону. Конечно же, роль Европы как посредника в перспективе возможна.
Думаю, что более эффективным будет воздействие на Януковича не Европы, а Соединенных Штатов Америки.
— Каким образом?
— Уже известным путем — введение персональных санкций. И не только по отношению к Януковичу. И не только визовых санкций. Собственно, новые жертвы неизбежно приведут к этим санкциям. Это будут потенциальные проблемы для Януковича.
Он, может быть, не понимает, но его сделали заложником. Вчерашние события — это «повязывание» его кровью. Он становится абсолютно зависимым от России, гораздо больше, чем Лукашенко.
— Но официальная позиция России — прекращение наращивания конфликта…
— Я затрудняюсь сказать, какова официальная позиция России, это можно только предполагать. Понятно, что Москве не выгодна победа Майдана, в том числе, с точки зрения внутриполитических интересов РФ.
В то же время Россия не доверяет Януковичу, и не в в восторге от него. Они этого даже не скрывают, знаю это из разных источников, в том числе, и из официальных. Поэтому рискну предположить, что, помогая Януковичу сейчас удержаться, Москва уже составляет планы, как его в перспективе, причем ближайшей, заменить на другую, более близкую и более эффективную фигуру. Это Янукович тоже должен понимать. Потому что он может строить себе иллюзии, что он Москве нужен.
— Если говорить о неэффективности Запада в разрешении украинского кризиса — это недопонимание серьезности ситуации, или — поиск собственной выгоды?
— Все конспирологические теории — это полная ерунда. Скандал с прослушкой это подтвердил. Никаких договоренностей у Запада с Россией нет, хотя такие попытки, возможно, и предпринимались.
Запад ограничен процедурно, политически, в том числе и либеральными ценностями. Неэффективность действий Запада в разрешении многих международных кризисов уже неоднократно проявлялась. Самый наглядный пример — Сирия. И как раз сирийский пример должен стать сейчас поучительным для Запада. Ведь если украинский кризис не урегулировать сегодня, то на границах с Евросоюзом, не дай Бог, может появиться аналог Сирии.