В.Фесенко: отставки в правительстве свидетельствуют о конфликтах в провластных группах

После парламентских выборов в Украине главной темой обсуждения как среди политиков, так и среди экспертов стали кадровые ротации в Кабинете Министров и парламенте. Заявления об отставке написали все министры, включая главу правительства Николая Азарова, что повлекло много заявлений и прогнозов по поводу будущих назначений и «трудоустройства» чиновников.
Корреспондент ГолосUA поговорил с председателем правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимиром Фесенко о том, кто из политиков может претендовать на ключевые должности в стране.
6 декабря парламент 6-го созыва завершил свою каденцию, и пока депутаты принимали бюджет, топ-темой в кулуарах Верховной Рады оставались кадровые назначения. Что на самом деле стоит за всеми отставками среди чиновников?
Ноябрь 2012 года можно назвать месяцем отставок и увольнений, месяцем, когда многие чиновники потеряли свои кресла. И самой резонансной, по моему мнению, стала даже не отставка Азарова, а Игоря Калетника. Учитывая его и политическое и экономическое влияние, такой шаг был довольно неожиданным.
Разве заявление об отставке Николая Азарова не было неожиданным? Его увольнение прогнозировали уже давно, но Премьер-министр оставался на своей должности…
Учитывая парламентские выборы и переход многих членов правительства в депутаты, это решение можно было предвидеть. Здесь интересен не сам факт отставки, а то, что все чиновники, включая главу правительства, написали заявление об увольнении и Президент подписал их, создав тем самым определенную интригу. Я напомню, что согласно законодательству Украины, парламентские выборы не ведут к смене правительства, тем не менее глава государства поставил Кабинет Министров на кон. С одной стороны места в правительстве будут предметом политического торга, а с другой стороны – Президент усилил зависимость политико-бизнесовых групп от себя. Очевидно, что в утверждении кандидатуры на пост главы правительства Виктор Янукович будет играть ключевую роль.
Можно ли сказать, что это было решение только Президента, а не последствие каких-то конфликтов?
Безусловно, такие отставки — показательное последствие поствыборных конфликтов. Они также связаны с тяжелой экономической ситуацией. Более того, в кадровых решениях ноября проявилась тенденция наказания. Чиновники, которые проиграли выборы и те, кто не обеспечил результат на местном уровне, лишились своих должностей.
Несмотря на то, что отставок было много, самыми ожидаемыми остаются назначение спикера парламента и то, сохранит ли Николай Азаров свое кресло. Можно ли сейчас делать прогнозы по поводу кандидатур?
О кандидатурах говорить очень трудно. Я уже говорил, что некоторые должности будут предметом торга, поэтому ситуация может развиваться как угодно. Мне кажется, что показательным здесь, будет голосование за кандидатуру спикера. Это будет первый тест нового парламентского большинства в парламенте 7-го созыва. Именно от этого голосования будет зависеть ситуация с кандидатурой Премьер-министра Украина… Сейчас у Партии регионов нет стабильного большинства, нет уверенности в своем четком контроле в новой Раде, поэтому кресло Премьера может занять неожиданная кандидатура.
Многие эксперты дают достаточно высокие шансы Николаю Азарову, мол он останется на своем месте, что бы не произошло…
Да, есть большая вероятность того, что действующий глава правительства будет кандидатом номер один. Но специфика украинской политики в том, что сказать что-то точно никто не может. Давайте вспомним ситуацию в 1999 году, когда Президент после выборов подал кандидатуру действующего премьера Валерия Пустовойтенко, но Верховная Рада ее не одобрила. Сейчас Николай Азаров находится в такой же ситуации. Кроме того, есть еще один момент в голосовании за кандидатуру премьера. Дело в том, что оно будет своеобразным тестом на единство между группами влияния в окружении Виктора Януковича.
Если кандидатуру Николая Азарова не поддержат, могут ли быть конфликты внутри власти?
Я говорю о том, что если голосов за действующего премьера не найдется, во втором раунде развернется довольно ожесточенная борьба. Более того, окончательный уход с Кабинета Министров Николая Азарова может привести изменениям в других государственных институтах. Что касается конфликтов внутри власти, то они есть и были. Да, эти конфликты были скрытые, но разные слухи, например про некоторые отставки, свидетельствовали о том, что власть ищет виновных в неудовлетворительных результатах на парламентских выборах. Могу сказать, что ситуация по всем ключевым государственным должностям является не определенной. Кроме Президента Украины, мы не можем четко сказать, кто и на каких позициях будет. Это касается и Премьера, и спикера, и министров… Вообще-то все отставки – это тактическая игра со скрытой комбинацией. Таким образом власть демонстрирует, что готова сотрудничать с новым парламентом. Это также возможность, хотя бы на некоторое время соединить двойной статус. Для многих политиков, которые оказались в неоднозначной ситуации, появился шанс побыть и депутатом, и членом правительства. Президент точно будет проводить реструктуризацию власти, но четкости в должностях и кандидатурах нет. Именно благодаря двойной комбинации, на некоторое время, политики могут сохранить двоякость должностей, что важно и для Премьера, и для многих министров. Простым языком – некоторые личности будут сидеть на двух стульях. Другой вопрос, сколько все это продлится?
Вы говорите о том, что выбрав спикера, парламент может затянуть с Премьер-министром?
Я бы не был столь уверен, что вопрос с главой правительства решится до Нового года.
Проблема в том, что «премьериада» будет процессом более сложным, чем выбор председателя Верховной Рады.

Читайте также по теме