В. Фесенко: «Президент с самого начала контролировал ситуацию с блокированием парламента»

Две недели Верховная Рада Украины не работала, а парламентарии искали точки соприкосновения в вопросе личного голосования. И вот, в пятницу, 22 февраля, парламент, наконец-то, стал принимать решения. Первое, за что проголосовали народные избранники, – изменения в регламент, в части контроля над голосованием своими карточками, а второе – постановление о евроинтеграции Украины. Но, несмотря на то, что политики договорились и требования оппозиции были якобы выполнены, большинство экспертов сходятся во мнении, что блокирование трибуны было лишним, ведь в итоге, в сессионном зале приняли уже давно прописанные нормы. Корреспондент ГолосUA пообщался с председателем правления Центра политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко об итогах парламентского конфликта.

— После двухнедельного блокирования трибуны парламента, Верховная Рада заработала, но вот, ощущения, что «простой» в сессионном зале был не зря, нет. Как вы оцениваете развязку конфликта депутатов?

— Оппозиция заявила, что голосования за изменения в регламент парламента – это ее победа. Но, вы правы, ощущения победы нет, а все потому, что «мировая», которую, в конце концов, подписали депутаты, далеко не резолюция, где Партия регионов согласилась выполнить требования оппозиции. Предусмотренный в ней вариант персонального голосования Партия регионов предлагала с самого начала. И вот вопрос: а зачем понадобилось блокировать Раду две недели?

— Во время блокирования и постоянных переговоров складывалось впечатление, что оппозиция сама не знала, что делать. Значит ли это, что парламентское меньшинство не совсем контролировало ситуацию?

— Тот факт, что за час до разблокирования трибуны Виктор Янукович в своем выступлении его анонсировал, свидетельствует о контроле со стороны Президента. Поэтому, ситуацию с блокированием трибуны оппозиция, безусловно, контролировала не до конца… Да, началось все по инициативе оппозиции, но разблокирование произошло в интересах Президента. Что же касается двух недель застоя, то мы видели, как обе стороны пытались договориться о разблокировании Рады. Даже появлялась информация о том, что вот-вот и будет компромисс, но в последний момент все срывалось. Здесь, как мне кажется, ситуация просто заходила в тупик, когда никто не хотел идти на уступки. Ну и конечно, обе стороны во время выхода из парламентского тупика, хотели урвать кусок чуть больше, чем у оппонентов.

— Есть также мнение, что на разблокирование повлиял саммит Украина – ЕС, который должен пройти в ближайшие дни…

— Да, приближения саммита Украина-ЕС повлияло на решение начать работу ВР, причем, как со стороны оппозиции, так и со стороны ПР. Парламентарии прекрасно понимали, что Верховная Рада в состоянии ступора будет плохо влиять на перспективы европейской интеграции.

— Как вы думаете, с какими намерениями оппозиция создавала всю эту ситуацию, действительно ли для нее было принципиальным личное голосование?

— Частично возможно, но я думаю, что цель оппозиции был не в том, чтобы их требования воплотились в реальность, а в том, чтобы показать, что на парламентскую ситуацию может влиять не только власть. Ну и не стоит лукавить, пиар-эффект, который получил «УДАР», тоже был важен…

Как ситуация будет развиваться теперь, будут ли подобные конфликты в дальнейшем?

— Конфликты в Раде были всегда, и тогда, когда в оппозиции были регионы. Главное здесь то, что парламент, наконец, заработал, кроме того, важно не как политики будут голосовать, а за что. Дело в том, что у народных депутатов осталось три месяца для того, чтобы выполнить программу по тем критериям, которые определил Европейский союз. Одним из таких критериев является обновления избирательного законодательства, над которым надо будет работать не только парламентскому большинству, но и оппозиции. Есть еще другие сложные законопроекты, например, такой, как Закон "О государственных закупках". Депутатам необходимо будет согласовать общие правила игры, думать не только об исполнении партийных программ, но и реально работать. Вот здесь мы и проверим, как на самом деле договорились оппозиция и парламентское большинство.

Читайте также по теме