В.Фесенко: Резолюция Сената США по делу Юлии Тимошенко – это политическое предупреждение

В этом вопросе сенаторы рассчитывают на поддержку Госдепартамента США и организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которых они призвали оказывать дипломатическое давление на главу Украины. Кроме этого, Сенат призвал Госдеп запретить выдачу виз ответственным за заключение экс-премьера. В пресс-службе Министерства иностранных дел заявили о том, что не считают целесообразным всерьез комментировать резолюцию, принятую сенатом США.
О том, что на самом деле для Украины может означать резолюция Сената США, мы решили спросить у политолога, главы правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
— Какие последствия для Украины будет иметь резолюция по делу Юлии Тимошенко, за которую проголосовал Сенат США?
— Если говорить про практические последствия, то пока – никаких. Пока каких-то юридических, экономических или политических санкций не будет. Риски — не сейчас, но в перспективе — могут возникнуть у отдельных лиц, причастных к «делу Тимошенко». Скорее всего, речь может идти о визовых ограничениях, но если на это будет решение Госдепартамента США, поскольку Сенат никаких санкций не объявляет.
Я бы сравнил эту резолюцию Сената США с резолюцией Европарламента. В принципе это политическое предупреждение, своего рода как в футболе желтая карточка. Но еще раз подчеркну, что это не означает каких-то практических политических или юридических последствий. Отношения между Украиной и США будут сохраняться. Другое дело — на каждой возможной встрече, хотя таких встреч, я думаю, будет меньше, чем раньше, будут звучать настойчивые требования о том, что необходимо освобождать Тимошенко. В этом смысле это пока политическое предупреждение.
— Первой реакцией Украины фактически было заявление Министерства иностранных дел о том, что резолюция, грубо говоря, «несерьезная». Это действительно так?
— В оценке этой резолюции не нужно бросаться в крайности. Я уже сказал, что это политическое предупреждение. И хотя нет прямых политических или юридических последствий, она свидетельствует о критическом отношении США к определенным тенденциям в украинской политике и правосудии, как к таким, которые наносят вред развитию демократии.
— В МИД, в частности, считают, что документ, принятый Сенатом США, — это повод дискредитировать парламентские выборы. Как Вы считаете, эта резолюция может как-то повлиять на ход избирательной кампании в Украине?
— Я бы так не говорил. На Западе и в США есть опасения касательно серьезных нарушений на выборах, есть замечания, но это не означает, что выборы не будут признаны. Хотя уже сейчас абсолютно очевидно, что выборы не будут признаны полностью свободными, справедливыми и честными, поскольку два лидера оппозиции заключены и не принимают участия в выборах. И это уже большой минус. Но если не будет серьезных нарушений, если, например, будет неплохой результат оппозиционных сил на парламентских выборах, то при таких условиях вообще не признавать выборы было бы тоже не совсем корректно и правильно.
Мне кажется, МИД просто высказывает определенные опасения, что вслед за такой резолюцией Сената может появиться жесткая резолюция по выборам. Но опять же ситуация здесь не такая однозначная. Приведу простой пример с Россией. После выборов Госдумы России состоялись всем известные массовые демонстрации. Госсекретарь США Хилари Клинтон выступила с резкой критикой выборов в Госдуму, фактически она заявила о том, что США не признают эти выборы демократичными. И что? Это принципиально не повлияло на дальнейшие отношения между США и Россией. Но это не означает, что то же самое будет в случае с Украиной. К Украине отношение, к сожалению, будет более жестким. Потому я бы не советовал вообще не обращать внимания на предупреждения. Еще раз говорю, это серьезное политическое предупреждение. Его нужно взять к сведению и сделать все возможное, чтобы на парламентских выборах было меньше нарушений, чтобы не было существенных замечаний.
Также это предупреждение свидетельствует о том, что нужно искать выход в «деле Тимошенко» и «деле Луценка». Я думаю, практические последствия могут быть не в результате таких резолюций, а тогда, когда нужно будет реагировать на решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге и по делу Луценка, и по делу Тимошенко. Там придется реагировать и практически. Пока речь идет о выплате штрафов. Но может возникнуть такая ситуация, что действительно придется пересматривать соответствующие дела. Хотя, как свидетельствует опыт, даже решения Европейского суда по правам человека, к сожалению, не означают, что тот или иной обвиняемый сразу же будет освобожден.

Читайте также по теме