Кабинет министров Украины утвердил повышение должностных окладов учителей на 20%. По сообщениям правительства на это выделено почти 100 миллиардов гривен. Должностной оклад учителя без категории учреждения общего среднего образования с 1 января составит 4859 гривен, что на 809 гривен больше, чем было с сентября 2020 года. В профсоюзах говорят, что это не то повышение зарплат учителей, которое ожидалось. Кроме того, в среднем образовании продолжается имплементация реформ, которые нарушают как права граждан, так и в целом негативно влияют на эту важную сферу в стране. Эти вопросы в интервью ГолосUA анализирует глава Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимир Фундовный.
– Владимир Васильевич, насколько существенно то повышение зарплат учителям на 20%, которое произошло с 2021 года?
– На данный момент это не повышение заработной платы, а корректировка в связи с повышением минимальной зарплаты. И не на 20 %, а как посчитали бухгалтеры, всего-навсего на коэффициент 1,69.
– Почему же тогда говорят о 20%? Это имеется в виду должностной оклад?
– Да. Если брать минималку 5 тысяч, а стало 6 тысяч, то в принципе получается 20%. Но если брать перерасчет и бухгалтерские данные, то получается 1,69.
– Насколько нужно повысить зарплату учителям?
– Они должны были повысить ее до трех минимальных зарплат.
– Соответственно она была бы больше, чем сейчас?
– Это было бы совсем другое дело. А они сказали, что поднимут до трех прожиточных минимумов. На каждом шагу, что прошлая власть, что нынешняя делают все, чтобы не поступать в соответствии с действующим законодательством. Если в законе написано поднять заработную плату до 2023 года до трех минимальных зарплат, а не прожиточных минимумов, то необходимо три минимальных зарплаты. А они поднимают до двух, потом до трех, до четырех прожиточных минимумов. То есть Кабинет министров ищет разные лазейки, чтобы не увеличить в соответствии с действующим законодательством, а сделать меньше и меньше, несмотря на то, что зарплаты, например, у топ-менеджмента «Укрпочты» или того же «Нафтогаза» по миллиону, полтора миллиона, два миллиона гривен, и никто на это не обращает внимания. Когда они говорят, что это будет не минимальная заработная плата, а прожиточный минимум, это приводит к разного рода неправильным начислениям. И это не только у работников сферы образования, но и у работников сферы здравоохранения, я уже не говорю про культуру, которая заброшена. Оставлять бюджетников на таком нищенском существовании неправильно.
– То есть с зарплатами учителей происходит обыкновенная индексация, а не выполнение закона об образовании?
– Нам не нужно делать зарплату в 4 тысячи долларов, как обещал Зеленский, но если приходишь, то сделай, как в развитых странах: у них есть минимальная заработная плата и максимальная заработная плата. Например, есть заработная плата президента 36 тысяч долларов и минимальная заработная плата рядового человека около 2 тысяч долларов. Разница в 18 раз. Сделайте так и в Украине. Сделайте не в 18, сделайте в 20 раз, если такая богатая страна. Но не в тысячу раз и не в две тысячи раз, как это делается. Я считаю, это было бы честно и правильно.
– А какие есть новшества в пенсионном обеспечении учителей?
– Я считаю, что пенсионное обеспечение учителей должно быть пересчитано, потому что на сегодняшний день учитель проработал 40-45 лет и получает 1800 или 2400 гривен пенсии, имея такие огромные цены за коммунальные услуги. Сегодня необходимо провести индексацию. Чтобы те люди, которые проработали по 40-45 лет в образовании, на сегодня имели хотя бы пенсию, которая отвечала бы реальному прожиточному минимуму или той же минимальной зарплате. Мы прекрасно понимаем, что такое педагогическая работа. Это страшное истощение нервной системы. Кто понимает в этой работе, тот знает, что учитель на пенсии – это истощенный человек. Дайте ему хотя бы нормальную пенсию. А у нас происходит, как происходит.
– Продолжается имплементация закона о полном общем среднем образовании, который был принят Верховной Радой год назад…Там была норма относительно перевода учителей пенсионного возраста на контрактную основу работы… Какие последствия повлекла эта норма?
– Эта норма начала действовать с июля прошлого года, когда пенсионеров предупредили, и они написали заявления о переходе на контрактную форму работы после того, как они по 20, 30, 40 лет проработали на постоянной работе. Согласно Конституции Украины, никто не имел права им ставить такие условия. Поэтому новый закон, который придумала госпожа Гриневич, и потом приняли «слуги народа» после кулуарного обсуждения и согласования с традиционным профсоюзом, является не чем иным, как нарушением Конституции. Если бы Конституционный Суд принял к производству те представления, которые подали Волынец, Тимошенко или Королевская со своей командой, то уже давно было бы принято решение, и данная позиция была бы признана неконституционной. Почему-то Конституционный Суд это не принимает. Глава Верховной Рады также почему-то не выносит на рассмотрение законодательные изменения. Вероятно, это или заказной вопрос, или я не знаю почему, но это нарушение действующего законодательства Украины и самое главное – Конституции Украины.
– Особенно в части перевода учителей определенного возраста на контрактную форму работы?
– Да, это означает, что человек лишен права на работу, а в Конституции четко написано: каждый человек имеет право на работу и вознаграждение за проделанную работу. То есть никто не может запрещать эту работу.
– Тем более руководствуясь возрастом человека…
– Да, в Конституции нигде не сказано о возрасте человека – 65 это или 70 лет. Если вы сегодня постоянно поднимаете пенсионный возраст, а тут прописываете 60 лет, а пенсионный возраст уже вводите 65 сейчас, то при чем тут 60 лет.
– Много учителей потеряли работу из-за этой нормы про контрактную основу?
– На сегодняшний день они ее не потеряли, потому что в июле прошлого года почти все написали заявления и остались на работе, но начиная с 2021 года, я думаю, что люди будут рассчитываться и уходить, потому что большинству не нравится такое отношение к ним. После того, как они по 35-40 лет отработали, честно отдавая свое здоровье преподавательской работе. Они просто будут уходить с работы.
– Очевидно, потому что эта работа уже не настолько гарантирована…
– Да, особенно, если взять новый закон об образовании, который придумала госпожа Гриневич, где у нас каждый директор имеет право и больше никто. Если раньше было согласование с профсоюзами, если раньше человек имел свои права, а директор должен был согласовывать этот вопрос, то сегодня директор имеет право: как директор сказал, так и будет. То есть мы привели закон об образовании к тому, что у нас есть единоначалие. Директор у нас царь и бог. Конечно, профсоюзы не молчат, но действующее законодательство обеспечивает директору такие права, что он имеет право уволить, несмотря ни на что. Вот он хочет и увольняет.
– Как вы думаете, для чего ввели такую норму относительно учителей пенсионного возраста? Неужели они крайние в это ситуации? У нас и так опытных учителей в Украине не хватает…
– Я думаю, что это планы не украинской школы, не украинских специалистов, а заграничных, которые просто хотят образование в Украине сделать неконкурентоспособным. Они уничтожают сегодня средние школы, переводя их в колледжи, лицеи так далее. Дети будут меньше идти в старшие классы, меньше будут идти в университеты. Если раньше было 40% людей с высшим образованием, то на сегодняшний день будет 10, 15, а то и 5% людей с высшим образованием, которые будут искать работу. Наше общество будет становиться не глупее, но не настолько умнее. У нас будет дармовая рабочая сила, на которую будет спрос не только за границей, но и в Украине. И нанимать ее будут за копейки. А дети будут становиться менее образованными. К этому идет Европа, они хотят, чтобы у нас так было. К этому идут, я так думаю, те же Соединенные Штаты, которые прислали свою госпожу с неполным высшим образованием медика, которая делала изменения в системе здравоохранения, будучи исполняющей обязанности министра здравоохранения. Против нее выступала вся страна, и непонятно, почему Порошенко с Гройсманом ее к этому времени держали.
– Кстати, переход старшей школы в лицеи это также норма закона о полном общем среднем образовании, о котором мы говорили…
– Да. Если на вчерашний день ребенок имел право без любых ограничений идти в 10, 11, 12 класс, то на сегодняшний день, чтобы пойти в лицеи или колледжи, ему нужно пройти отбор. Чтобы это учреждение существовало, в населенном пункте должно быть не менее 50 тысяч населения. А если городской глава хочет его открыть, то по закону он не имеет права этого делать. Привели закон к таким нормам, что ограничили украинцев в возможности иметь учебные заведения, которые необходимы в том или ином населенном пункте. Это бандитизм против украинского народа.
– То есть нет гарантии, что после 9-го класса человек попадет в старшую школу и неизвестно, какое там будет качество образования?
– Когда раньше были ПТУ, учебные заведения в другой местности, там были общежития. На сегодняшний день все это нивелировано, переведено на местный бюджет. Местный бюджет не сильно его хочет. Для того чтобы эти вопросы уладить, их нужно ставить на высшем уровне, на уровне Киева, затем на уровне области, а потом уже доводить до местностей. Если без финансирования или с тем финансированием, которое есть сегодня, перебросить колледжи и лицеи на местный бюджет, то каждый местный глава скажет, что у него нет средств. Хотя они сегодня имеют намного большие бюджеты, но образование, мы прекрасно понимаем, что это очень большие средства. Это и проживание, и питание, и коммунальные услуги. Тут проблема, которая на сегодня не решена, и я считаю, что перед тем, как этот вопрос проводить, его нужно было год-два изучать.
– Получается, что в провинции ребенок после 9-го класса вообще может остаться без учебного заведения и пойти на улицу… И городов с населением до 50 тысяч жителей в Украине достаточно много…
– Да, мы уже не говорим о селах, а про города по 20-30 тысяч, районные центры, поселки городского типа. Что им, бедным, делать? Дети же там есть. И не одна школа, а есть по 5, по 10 школ. А на старшую школу они не имеют права.