Мария Мамаева
08:07 24/06/2017

В. Фундовный: «Результат школьника при сдаче ВНО на 60% зависит от наличия репетитора»

На минувшей неделе выпускники украинских школ сдали последний тест основной сессии. До этого уже прошли тесты ВНО по украинскому, испанскому, немецкому, французскому и английскому языкам, а также по математике, истории Украины, русскому языку, биологии, географии и физике. После этого министр образования и науки Украины Лилия Гриневич заявила, что результаты внешнего независимого оценивания не могут показать качество образования в определенной школе, поскольку для полной оценки необходимо учитывать уровень подготовки ученика при зачислении в школу. О том, что дает и для чего проводится ВНО в Украине ГолосUA Владимир Фундовный, глава свободного профсоюза работников образования и науки Украины.

— Владимир Васильевич, насколько адекватной оценкой знаний выпускников украинских школ на сегодняшний день является ВНО?

— ВНО показывает уровень знаний ученика, но не всегда это реальные знания, а во многом еще и везение. Ведь есть дети, которые учатся, но невезучие, а есть дети полуграмотные, но дают правильные ответы и получают 180 баллов. А если сравнить это с теми экзаменами, которые были раньше, то разница очевидна, поскольку человек может написать контрольную работу только тогда, — если взять, к примеру, математику, физику или химию, — когда он знает предмет, умеет решать задачи. Если брать честные экзамены, которые были раньше, то они давали большую гарантию знаний, чем ВНО. Еще при ВНО важно, какие специалисты проверяют результаты – учитывают ли они волнение, тип ошибок и так далее. И контрольные работы давали лучшие результаты оценки знаний студента, чем ВНО. Единственное, что ВНО тяжело подделать, списать, хотя уже за месяц до старта тестирования в интернете появляются предложения купить правильные ответы на тесты. Понятно, что в Министерстве [образования и науки] есть утечка информации, и ученики заранее знают точные вопросы и правильные ответы.

— В какой степени влияет на результат ВНО специальная подготовка ученика с репетитором?

— Наличие репетиторов – это 60-70% успеха ученика на ВНО. Насколько я знаю по своему окружению, то практически все нанимают детям репетиторов, чтобы подготовить к ВНО, даже в сельской местности. И конечно, обучение в районных центрах, областных центрах или крупных городах находится на разных уровнях. Есть лучшие подготовки, есть хуже, но, как было, так и остается, репетиторство перед ВНО дает намного лучший результат. 

— Получается, уровень знаний конкретного ребенка напрямую зависит от финансовых возможностей его родителей?

— Ребенок, который хочет учиться, он учится. А если нет, то никакой репетитор не поможет, поэтому результат также напрямую зависит от целеустремленности ребенка, его желания продолжить образование, вступить в вуз. Репетитор должен помочь в случае, если ученик что-то пропустил – учили тему, а он отсутствовал или не понял что-то. Но в школе ж тоже есть консультации, есть работа с желающими, бесплатные работы. Учителя их проводят в неурочное время. 

— Как влияют на результаты тестирования условия, созданные для учеников? Я имею ввиду недавний телевизионный сюжет о том, как дети из Черниговской области встают в 5 утра, чтобы добраться до опорной школы и пройти ВНО…

— Конечно, это влияет. Одно дело, если ребенок пришел из дому, сел и отвечает на вопрос, и совсем другое дело, когда ребенок из сельской местности добирается еще полтора-два часа до школы, все это время он переживает, волнуется. А чем больше переживаешь, тем больше стресс и затруднения. Так что, подход, конечно разный. Поэтому, я думаю, не так тяжело поставить в сельской местности поставить тот же телевизор и провести то же самое ВНО.

— Однако в Киеве детей, как писали СМИ, также подвергают сильному стрессу – обыскивают, например…

— Да, забирают мобильные, и это накладывает свой отпечаток на ребенка, на его ответы, потому что психологически это очень сильно влияет.

— Для чего тогда необходимо ВНО?

— Я думаю, что это просто отклик того европейского сообщества, к которому нас тянут наши руководители, и говорят: там вот так, есть ВНО, независимое тестирование и у нас должно быть так же. У нас также, но я же уже приводил пример, что где-то за месяц дети по интернету получают информацию – правильные ответы за 800-1000 гривен. Сказать, что оно независимо также не будет правдой, потому что все мы люди, и есть в Минобразования чиновники, которые провоцируют утечку информации.

Точно так же пришло к нам 12-летнее образование. Если 12-летнее образование могут позволить себе жители Нидерландов, Франции или Германии, поскольку там достаточный уровень зарплаты, но для Украины на сегодняшний день уровень заработков родителей таков, что еще год содержать взрослого человека на мизерную зарплату невозможно. Лучше ребенок пускай пойдет в лицей или училище профтехническое. А если взять, что у нас уже не так много профессий значимых.

— Как вы оцениваете наше высшее образование в условиях недофинансирования и всяческих реформ?

— Наше обучение еще остается на более высоком уровне, чем где-то там. Есть университеты, которые на слуху. Те же экономический (Киевский национальный экономический университет им. В. Гетьмана – Авт.), КПИ, Университет Шевченко (Киевский национальный университет им. Т. Шевченко – Авт.) готовят таких специалистов, которые нарасхват во всем мире. Поэтому переходить нам к той системе польской, в которую нас тянет [министр образования и науки Лилия] Гриневич… Сами поляки говорят сейчас: мы не понимаем, к чему мы пришли и для чего мы к этому пришли. А нас ведут к тому никчемному, что сделали в Польше. Я понимаю, брать за пример образование в Финляндии, но пока мы придем к такому уровню жизни и уважения, и зарплаты, и оснащения в школах, то нам нужно будет очень много лет, да еще и при нынешнем уровне финансирования и коррупции. Ведь нам даже не дают тех 7% ВВП, которые записаны, а дают приблизительно 4-5%.

Читайте также по теме