На прошлой неделе министр образования и науки Лилия Гриневич выступила с заявлением, о том, что возглавляемое ею министерство намеренно бороться с репетиторством в школьной среде. Инициатива вызвала массу споров, потому как совершенно непонятно, каким образом можно осуществить эту борьбу. А кроме того, не совсем ясны мотивы, ведь по оценке некоторых экспертов, современное среднее образование только и держится на репетиторстве, а, собственно, школьная программа не позволяет ученикам усвоить предмет в полной мере. ГолосUAобратился к председателю Свободного профсоюза образования и науки Украины Владимиру Фундовному, чтобы узнать, действительно ли в современном школьном образовании обучение школьным учителем учеников посредствам репетиторства превратилось в проблему и требует вмешательства профильного министра, или же в сфере отечественного образования есть куда более актуальные проблемы?
— Владимир Васильевич, по-вашему мнению, необходимо ли бороться с репетиторством среди школьных учителей и каким образом это нужно осуществлять?
— Как Министерство образования и науки будет бороться, я не представляю, но тут палка о двух концах. Есть вопрос репетиторства вообще, то учителя не только имеют право, но и обязаны заниматься репетиторством, если ребенок в школе, по тем или иным причинам, не может освоить материал – хочет, но не успевает или не может. Мы же знаем: есть холерики, есть сангвиники, меланхолики и так далее. Поэтому, если финансы позволяют, то родители нанимают репетитора, и учитель просто обязан пойти навстречу родителям. И если это работа на дому, в свое личное время, то учитель, конечно, имеет право брать за это какую-то плату. А если это на базе школы, учебного заведения, то, я считаю, что при возможности, учитель должен делать группы и добровольно с ними заниматься.
— Однако учительская зарплата на сегодняшний день остается одной из самых низких и не позволяет учителю обеспечить своей семье нормальный уровень жизни, поэтому репетиторство для большинства работников системы образования – это, прежде всего, возможность подзаработать. Минобразования, выходит, хочет лишить их такой возможности?
— Я не думаю, что Министерство будет бороться с теми, кто хочет заработать больше денег, выполняя ту или работу, давая детям расширенные знания. Но если это будет на базе учебного заведения, то это должно быть бесплатно. В противном случае и я б с этим боролся, потому что это неправильно – ведь образование у нас бесплатное.
— Но, с другой стороны, не всегда вина учители или ученика в том, что учебный план, программа не позволяют подробно останавливаться на сложных темах и в результате – школьники просто не в состоянии усвоить материал. Поэтому-то и несправедливо требовать от учителя тратить свое личное время на дополнительные занятия, а от родителей учеников – свои деньги…
— Если родители хотят и могут себе позволить, то они оплачивают дополнительные занятия. Но в наше время тотальной компьютеризации любой ученик имеет возможность через Интернет получить дополнительно те или иные знания. А в целом относительно программы, то я вам скажу, что программа очень перенасыщена предметами, которые можно было бы вообще не вводить в школьную систему. А есть и такие предметы, которые должны быть, — например, такие, как черчение, — не только нужное, но очень необходимое. Зато министр образования и науки Украины Лилия Гриневич предлагает в старших классах забрать физику, математику, химию, природоведение и ввести предмет «Человек и природа». Это вообще полная ерунда. Худшего уже не придумать. Химия – это химия, физика – это физика. И задачи их не можно сравнить. Есть советы Министерства и положительные, но на сегодняшний день над той программой, которую предлагает Минобразования, еще надо работать и работать, причем не в Министерстве образования, а больше в среде учителей, специалистов, которые давали бы свои заключения. Формально диалог сейчас вроде бы есть, но Министерство, в основном, делает то, что оно надумало само. Не сильно оно прислушивается к мнению простых учителей.
— Многие родители и учителя также жалуются на новые учебники – говорят, что по ним невозможно усвоить урок. Как вы оцениваете качество современных учебных материалов?
— Вот я сам математик, и я брал бы учебники таких авторов, как Киселев – старых книг, которые написаны были доступным языком, где были правила, где были очень хорошие примеры, задачи. Есть предметы, которые должны подлежать улучшению и приближению к сегодняшнему дню, а есть предметы – такие, как математика, — которые не нужно менять, улучшать. Я же взял современный учебник по математике, глянул на него, и для меня, как для учителя математики эта книга – бездарна, просто заработок денег. То есть кто-то своему знакомому заплатил, продвинул и так далее. Так, как было при Табачнике, — то мама печаталась, то друзья, то еще кто-то. Кто-то зарабатывает деньги, а учителя и ученики получают ухудшение ситуации в образовании. Поэтому нужно пересмотреть и учебники, и подход к их составлению. Накупили учебников, библиотеки забиты новыми книгами, а ученики берут старые учебники, которым уже по 15-20 лет, и с учителями учатся по тем учебникам.
— В таких условиях репетиторство – это важная проблема или она все-таки больше надуманная?
— Я считаю, что надуманная. Я бы боролся с бюрократизмом и бумаготворчеством. Потому что министр образования Лилия Гриневич постоянно говорит, что мы разгружаем учителей, а учителя на сегодняшний день перегружены втрое. Им некогда сегодня заниматься с учениками – нужно писать то одни планы, то другие, то отчеты, то что-то другое. И очень много работы, которую выполняют учителя, но которая не относится к их функции. Нужно с этим бороться, а не с репетиторством.