Родители школьников уже несколько месяцев критикуют реформу среднего образования, согласно которой привычной школы не будет. ГолосUA решил разобраться, действительно ли стоит опасаться массового закрытия школ, спросив об этом у главы свободного профсоюза работников образования и науки Украины Владимира Фундовного.
– Владимир Васильевич, зачем в Украине хотят реформировать общеобразовательные школы?
— Для приведения системы образования Украины к международным параметрам считаю, что ничего бы плохого не произошло, если бы в стране остались общеобразовательные школы. Если сравнивать европейскую систему образования и украинскую, то наша намного лучше.
— Как реформа школ повлияет на систему образования?
— Школы продолжат работать в том же виде, просто они перестанут называться общеобразовательными. С первого по четвертый классы — будут начальные учебные заведения, до 9 класса гимназии, а до 12 класса — лицеи. Единственный минус, который был введен Министерством образования, что лицеи могут открываться только в населенных пунктах, где проживает более 50 тысяч человек. Это вызвало недовольство в районных центрах, где проживают 30 – 40 тысяч человек. Возникает вопрос: что делать родителям? Перевозить своих детей в областные центры? В законодательстве у нас написано, что учебные заведения работают для детей, поэтому власть должна считаться с их интересами. Если дети учатся в этих учебных заведениях, то их закрывать не должны.
— То есть в Украине массово начнут закрываться школы?
— К этому все и ведет. Реформа системы общего среднего образования приведет к закрытию школ в Украине. В итоге сокращение количества учебных заведений приведет к ухудшению качества образования. Одно дело, когда в классе обучается 15- 20 человек, а другое — когда 30 -40 детей. То есть, чем больше в классе детей, тем хуже они усваивают материал. Если, согласно законодательству, в стране произойдёт укрупнение школ, то в одном классе будут обучаться по 50 и более человек. Но мы не африканская страна, где в классе 100 человек, и обучаются они по лекционной системе.
Думаю, что такая реформа была предложена нам со стороны. Никому не нужна сильная Украина с умными людьми. Выгодно, чтобы наша страна была сырьевой базой, а украинцы за небольшие деньги выезжали за границу и работали на развитие экономик других стран.
— Закрытие школ нарушает права детей…
— Государство не имеет права лишать детей образования. Закрытие школ — грубое нарушение прав учащихся. Под прикрытием того, что власть не будет лишать детей возможности получать образование, разработана программа «Школьный автобус». Детей бесплатно возят на занятия в другой населенный пункт. Но для того, чтобы привести учащихся из одного населенного пункта в другой, нужно выехать раньше. В солнечный день с хорошей погодой — за полчаса до начала занятий. Если на улице дождь или снег, то за час или полтора. Если это не один населенный пункт, а четыре, из которых нужно забрать всех учащихся, то ребенку нужно вставать в пять утра. О каком обучении можно говорить. Программа «Школьный автобус» подходит только в том случае, если населенный пункт находится в 10 километрах от учебного заведения. Когда это 3-5 населенных пунктов, из которых нужно собрать детей, да еще и по нашим разбитым дорогам, то это не уже забота про учеников, а экономия средств на детях.
— В каком году должны реформировать учебные заведения?
— Школы должны реформировать до 2027 года. До 2024 года учебные заведения никто не имеет права закрывать. Однако на местах уже закрывают школы и реформируют учебные заведения.
— Какая система образования должна быть в Украине?
— В Украине должна оставаться советская система образования. Система образования СССР была одной из лучших в мире. Недаром ее за основу взяли в Японии, Швеции и Китае. Благодаря советской системе образования до ребенка доносили необходимую информацию и знания.
Из-за реформы детей будут вынуждать выезжать за рубеж. Хотя у нас есть прекрасная база для получения высшего образования. Например, Киевский университет им Т. Шевченко, институт им. Драгоманова, а вузы в Днепропетровске, являются одними из лучших в мире.
К сожалению, на сегодняшний день у нас деградирует система образования. В частности, выпускают недостоверные учебники по истории. Кроме того, детям очень сложно изучать материал по современным учебникам. Это не учебники, а насмешка. Если взять учебники тридцатилетней давности по математике, химии, физике и украинскому языку и сравнить с нынешними, то, те книги являются примером, по которым нужно учиться. Поэтому нельзя сказать, что мы совершенствуем украинскую систему образования.