Игорь Журавлев
11:00 09/03/2014

В. Фурман: «Стабильность гривны должна быть естественной, а не искусственной»

В период острой политической пертурбации финансовый сектор всегда испытывает колоссальное напряжение. Череда общественно-политический коллизий предельно «расшатала» фондовый и валютный рынки. О том, что надо сделать, чтобы нормализовать ситуацию в системе государственных финансов, рассказал корреспонденту ГолосUA ректор Киевского института банковского дела Василий Фурман.
— Василий Николаевич, какие факторы влияют на колебание курса национальной валюты?
— На колебание курса национальной валюты влияют макроэкономические факторы (ВВП, промышленное производство, сальдо платежного баланса, уровень золотовалютных резервов, зарубежные инвестиций и т.д.), политическая ситуация, деятельность НБУ и правительства страны. Но хочу отметить следующее: если в государстве экономический и политический кризис, то ни про какую стабильность говорить не приходиться. К сожалению, сегодня мы являемся свидетелями кризиса, и, следовательно, значительной девальвации гривны (на 15% за последние два месяца), увеличения показателей инфляции и неопределенности на финансовом рынке.
Насколько велико влияние внутренних и внешних факторов на валютный курс?
— Внутренняя политика и международные отношения всегда влияли на экономику и финансовый рынок. Например, после того как российские военные подразделения вторглись на территорию Крыма, Центробанк России начал активно поддерживать рубль посредством экстренных валютных вливаний, объем которых составил около 10 млрд. долларов. Если бы это не было сделано, то состоялась бы крупная девальвация рубля. Кроме того, из-за военной интервенции произошли негативные тенденции на фондовом рынке – это непосредственный продукт внешней политики России. Приведем другой пример. Когда новое руководство страны договорилось с представителями международного финансового сообщества о предоставлении Украине финансовой помощи, панические настроения на внутреннем рынке стали постепенно угасать, курс гривны начал укрепляться и многие внешние инвесторы заявили о готовности вернуться на украинский рынок. Понятно, что сегодняшняя ситуация не идеальна, но подобное движение большой позитив для страны. Добавлю еще один интересный факт. В период с 21 по 28 февраля отечественный фондовый рынок показал рост в 20%, причина тому — смена власти в стране. Если говорить в целом, то современный финансовый мир крайне взаимосвязан. Еще в конце прошлого года произошла девальвация (на 7-10%) национальных валют России, Казахстана, Турции и ряда стран Латинской Америки. Это случилось из-за того, что Федеральная резервная система США приступила к сворачиванию программы количественного смягчения. Но надо сказать: нельзя все списывать на деятельность отельных институций. Стабильная растущая экономика, позитивное внешнеторговое сальдо, реформы, инвестиции, развитие рынка внутреннего потребления, борьба с коррупцией – вот главные факторы стабильности национальной валюты.
— Сможет ли Украина вернуться к курсу доллара на уровне 8,1? 
— Теоретически это возможно, но я не вижу смысла в этом. Стабильность гривны должна быть естественной и обеспечиваться макроэкономическими показателями, а не инструментами НБУ. Для чего нужно сжигать золотовалютные резервы? Для чего нужно заводить страну в преддефолтное состояние? Украине нужна незначительная плановая девальвация гривны и плавающий курс. Это решение будет стимулировать украинский экспорт (и уменьшать дефицит внутренней торговли) и обеспечивать рост ВВП. Оно также будет способствовать сохранению валютных резервов, притоку валют, стабилизации курса и укреплению национальной валюты. Падение гривны есть объективный процесс. Сможет ли гривна укрепится? Я считаю, что да, но Украина должна совершить большой экономический скачок.
— Какие первоочередные меры нужно предпринять для стабилизации гривны?
— Во-первых, необходимо решить политические проблемы. Во-вторых, провести реформы, качественно изменить экономику путем расширения внутреннего рынка. Для этого нужно разработать долгосрочную стратегию развития государства. В-третьих, необходимо перейти к регулируемому плавающему курсу. В связи с этим НБУ надо публично зафиксировать граничные пределы валютных колебаний, и лишь в случае пересечения их проводить интервенции. В-четвертых, усовершенствовать политику НБУ и сделать ее прозрачной, открытой для общественности. Нужно также внедрить комплексную систему инфляционного таргетирования, установить жесткий контроль за деятельностью банков на валютном рынке и использованием банками рекапитализированных средств.
— Как вы оцениваете деятельность нового руководства НБУ?
— В 2010-2013 годах деятельность НБУ полностью базировалась на указаниях правительства, что привело с одной стороны к устойчивому курсу, а с другой – к сжиганию золотовалютных резервов и деградации экономики.
Работу же нового руководства оценивать пока рано. Но те первые шаги, выраженные в установлении порядка на валютном рынке, создании прозрачности рекапитализации и борьбе с неплатежеспособностью, оцениваю позитивно. Новому руководству НБУ нужно, по сути, построить новую философию денежно-кредитной и валютной политики. НБУ не должен быть структурным подразделением Кабинета Министров, он должен иметь автономность подобно Центробанкам Европейского Союза.
/> — Мы ждем кредиты от внешних финансовых институций. Пойдут ли они на обеспечение стабилизации гривны в виде проведения интервенций?
— Выделение международными финансовыми институциями денежных средств имеет жестко регламентированный характер. В данном случае четко прописываются все условия. Раньше существовали прецеденты, когда МВФ выделял деньги и не контролировал их целевое использование. В случаи Украины, эти деньги уходили в социальный сектор. Но сегодня фонд пересмотрел формат работы и требует выполнять обязательства, который взял на себя кредитополучатель. Тут ни для кого не делают исключений. 

Читайте также по теме