Война на Донбассе продолжается уже пятый год. 20 февраля в Украине отметили пятую годовщину «российской агрессии». Но по прошествии пяти лет с начала войны никто из украинских политиков уже не обещает быстрого возвращения Донбасса и завершения конфликта. Чтобы обсудить нынешнее состояние конфликта, понять, насколько эффективны Минские соглашения и как Украина будет бороться в дальнейшем за население самопровозглашенных республик, корреспондент ГолосUA обратился к политологу Валентину Гайдаю.
— Валентин, как вы оценили состояние конфликта на Донбассе и выполнение Минских соглашений на данный момент?
— Сейчас уже никто из украинских политиков не обещает внушительных успехов по прекращению войны. Безусловно, есть общая парадигма, выражающаяся в формальных фразах о защите интересов страны, но конкретно плана по тому, что нужно делать для завершения данного конфликта мы не видим. Нельзя не вспомнить о миротворческой миссии, о полицейской миссии ОБСЕ, но эти планы «повисли в воздухе» на стадии обсуждения и реализовать задуманное не удастся в обозримом будущем. Для того чтобы это осуществить должна быть проявлена политическая воля как в Вашингтоне, как в Брюсселе, так и в Москве. Но пока что мы далеки от этого.
Подписание же Минских соглашений не вообще никак не приближает окончание данного конфликта. Так как практически все пункты, прописанные в них, не выполняются. Из всего перечня, можно назвать только два пункта, по которым ведется работа, но при этом нет никакого практического результата. В частности, действует пункт шестой по обмену заложниками. Но, как показывает практика, по его выполнению стороны не идут на встречу друг другу. Также выполнение тринадцатого пункта о координации контактных групп можно считать практически безрезультатным. Мира на Донбассе возможно достичь простым росчерком пера. Конечно, можно подписать хоть сотню Минских соглашений, но ситуация от этого, коренным образом не изменится.
— Как вы видите развитие темы Донбасса в предвыборной кампании среди политических сил?
— Безусловно, карта Донбасса будет затрагиваться, но уже не так активно, как в 2014 году. Ведь по прошествии пяти лет, уже никто не собирается обещать своему электорату быструю интеграцию Донбасса.
К примеру, у бело-синего лагеря есть свой план. И Вилкул, и Бойко, и Мураев акцентируют внимание на выполнении Минских соглашений и возвращении этих территорий. Тогда как политики более прозападной ориентации, те же Порошено или Тимошенко, вообще обходят молчанием реализацию вторых Минских соглашений. Это и понятно, так как никакого плана действий у них нет. Но, тем не менее, они продолжают упорно настаивать на победе любой ценой.
К тому же, если отойти от позиции конкретных политических сил и посмотреть шире, полная реализация вторых Минских соглашений им не выгодна ни одной крупной политической партии.
В действительности, ничто не мешает Президенту подписать указ об отводе солдат, о прекращении огня. Ведь ясно же, что ЛДНР не будут наступать с вероятностью в 99%, потому что если это произойдет, то это будет удар и по репутации России и повлечет за собой новые санкции.
— Подписать документ, который бы положил конец войны, конечно, можно. Но вот вопрос: а захотят ли простые жители ЛДНР жить в той Украине, которую «построил» Порошенко, а после него будет продолжать делать новый глава государства?
— Безусловно, сложно сказать о реальных политических настроениях жителей самопровозглашенных республик, так как там не проводилось никаких соцопросов. Конечно, можно предположить, что там есть сочувствующие именно Украине, а не нынешней власти, но публично, там преобладает мнение с ориентацией на Россию.
Однако в целом, ни прозападным политикам, ни бело-синему лагерю, который пытается отстаивать нейтралитет, не выгодно возвращение населения этих территорий. Так как оно однозначно не будет поддерживать политиков с прозападной ориентацией. Что же касается политиков из оппозиционного лагеря, выступающих за диалог с ЛДНР, то и здесь нельзя быть ни в чем уверенным.
Поэтому, скорее всего, политическая сила, которую местные жители смогут поддержать в будущем, можно условно назвать «Партией Донбасса». Она и будет выражать интересы населения данных территорий. Ведь за последние пять лет там уже выросло немало местных политиков.
Исходя из ситуации, которая сложилась на данный момент, и которая показывает, что Донбасс никому не нужен, мы, тем не менее, ещё можем посоревноваться за проживающих там людей. Так как нужно понимать, что есть не только территория, но и люди, которые на ней проживают. В частности, молодежь, у которой там нет больших перспектив. Она стоит перед выбором – или жить в «серой зоне» без зарубежных инвестиций, без международных связей, или же ехать в Россию. А из-за того, что мы от Донбасса практически отгородились, то у местной молодежи нет иного выбора, как искать будущего только и только в России. Поэтому, мы должны серьезно пересмотреть своё отношение к населению Донбасса, заинтересовать его рабочими местами, образованием в Украине и т.д.
— Но как удастся это сделать в условиях практически полной деиндустриализации, снижения зарубежных инвестиций, мощной трудовой миграции и отсутствия качественного образования?
— Действительно, в Украине ситуация близка к катастрофической, какой аспект ни возьми. Но если сравнивать перспективы молодежи, проживающей в ЛДНР и молодежи из Киева, Харькова, Днепра, Одессы, то у последних перспектив все же больше. Да и некоторые ВУЗы Украины входят в число лучших ВУЗов мира. Кроме того, даже несмотря на колоссальный отток кадров на подработки за границу, в Украине все же есть возможность для создания карьеры.
Но, при этом нельзя не признать, что в сложившейся ситуации, молодежи из ЛДНР гораздо легче выехать в Россию, чем в Украину. Поэтому, мы должны соревноваться с Россией за наших людей. И если мы и далее в отношении ЛДНР будем продолжать изоляционную политику, то мы их окончательно потеряем. Территории же, на которых проживает это население, как я уже говорил, никому не нужны – ни Украине, ни России, ни Западу.
Так как проблема интеграции Донбасса назад в Украину нецелесообразна ни по экономическим, ни по политическим соображениям, без отстройки жилых домов, возрождения инфраструктуры региона, разминирования территорий и т.д. Да и чтобы не говорили на провластных телеканалах или отдельные политики в частности, после пяти лет войны, после блокады, после разворота Донбасса в сторону России, все равно экономика Донбасса является неотъемлемой частью украинской экономики.
— Допустим, большинство людей, которые населяют Донбасс разъедутся в Украину и Россию в поисках дальнейшей перспективы, но территория останется и каково будет её будущее?
— Мы на сегодняшний день имеем примеры Абхазии, Приднестровья и других подобных территорий. Конечно, все население данные территории покинуть не сможет. Но со временем, при правильной политике, интеграции местного населения в Украину, оно будет постепенно уменьшатся.
Пока мы должны исходить из ситуации, которая имеется. И наиболее оптимальным вариантом является дальнейшая консервация конфликта и его «заморозка». Также реально добиться режима прекращения огня. Тогда как выполнение всех пунктов Минских соглашений и полная интеграция Донбасса в Украину – нереальны.
— Как бы вы оценили роль мировых держав в данном конфликте?
— Более всего в продолжении данного конфликта заинтересованы именно США, которые используют Донбасс так же, как используют Иран, Сирию, Венесуэлу для оказания давления на Россию. У России же и Евросоюза интересы по Донбассу в основном совпадают. Для них более выгодно замораживание данного конфликта.
Продолжение конфликта России точно не выгодно, хотя, вместе с тем есть вопрос: почему же она подогревала настроения на востоке? Ведь пусть и завуалированно, но Россия участвует в данном конфликте. Ведь очевидно, откуда брались добровольцы, и откуда бралось вооружение для сепаратистов. Но судя потому, что развитие его пошло не так как рассчитывали в Москве, то им, конечно, сейчас более выгодно заморозить его. Для Евросоюза же важно, чтобы территории ЛДНР хотя бы де-юре оставались украинскими. А также продолжение пусть и вялого, но диалога между Донецком, Луганском и Киевом. Ведь и Евросоюз, и Россия продолжают терпеть санкционные издержки из-за продолжения конфликта.