В. Гладких: «Вряд ли Порошенко «донесет» до выборов  весь свой электорат»

Перед внеочередными выборами  в парламент партия пятого президента Украины  сменила название.  БПП теперь именуется «Европейской Солидарностью», сокращенно — «ЕС».  Нарисовались уже  четыре фаворита парламентской гонки – это «Слуга народа», «Оппозиционная платформа – За життя»,  «ЕС» Порошенко и «Батькивщина» Тимошенко. Все эти политсилы  преодолевают 5%-ный барьер на выборах в Верховную  Раду. Согласно социологии, проголосовать за партию «Слуга народа» готовы 39,9% избирателей,  за «Оппозиционную платформу – За життя» – 10,9%,  за «ЕС» — 10,6%, за «Батькивщина» — 9,1% . Своим прогнозом возможных результатов досрочных выборов в парламент Украины с корреспондентом ГолосUA поделился политический эксперт Валентин Гладких.

-Валентин, на ваш взгляд, не растеряет ли  Зеленский симпатии народа перед парламентскими выборами?

-Гарантированно Зеленский симпатий народа в ближайшее время не растеряет. Он может их даже увеличить, при условии если удачно решит кадровые вопросы и в этот список не попадут откровенно токсичные фигуры, одиозные персоны, которые вызывают неудовольствие у общества.  Безусловно, Зеленский свой рейтинг доверия сохранит, а, может, даже и приумножит. Особенно когда в процессе предвыборной кампании ему начнут всеми возможными способами — некрасивыми, некорректными —  чинить препятствия. Именно это, думаю, будет вызывать у общества обратную реакцию, и, наоборот, способствовать поддержке не тех политических сил, которые будут «мочить» Зеленского, а как раз Зеленского, результаты голосования за которого четко показали, что люди на самом деле хотят обновить политический класс в Украине.   Будет ли это обновление к лучшему или к худшему, вопрос дискуссионный. Однако вопрос в том, что нынешний политический класс наше общество не устраивает.

-А что касается рейтинга партии Зеленского «Слуга народа»?

-В части сохранения своего партийного рейтинга, я думаю, результат у «Слуги народа» будет достойный.  Но  может получиться, что этого будет мало. С бонусом, возможно, больше наберут, однако без мажоритарщиков решить вопрос формирования коалиции и пропрезидентской фракции будет проблематично. Поэтому  принципиально важным для Зеленского является добор мажоритарщиков, которые могут выиграть на мажоритарных  округах и войти потом в новую фракцию.  Значение  мажоритарщиков еще и в том, что они являются своеобразным становым хребтом, который держит на своих плечах и общенациональную партийную кампанию.  То есть без мажоритарщиков просто провести  выборы по партийным спискам  более чем проблематично.

— Порошенко  в преддверии парламентских  выборов провел ребрендинг своей партии, БПП переименовали в «Европейскую солидарность» (ЕС)…

-По Порошенко могу сказать одно: если что-то там выглядывает и смердит, то, скорее всего, это дерьмо, поэтому не имеет смысла вводить людей в заблуждение и говорить, что мы вот провели ребрендинг и теперь изменились… Если побрызгать дерьмо  одеколоном «Хвойное лето», оно будет смердеть как дерьмо в хвойном лесу. Чтобы это не показалось вульгарным, хочу подчеркнуть, что на самом деле граница ребрендинга не является лимитированной, то есть нельзя что угодно и превратить его  во что-то иное.  Все равно сохраняются какие-то базовые характеристики.  В отношении Порошенко можно сказать, что то, что является токсичным в Порошенко для одной части общества,  наоборот, является привлекательным для другой  части  украинского общества. Говорить, что  у Порошенко нет своего электората, также несправедливо.  Но в то же время  надо учитывать,  что к тому электорату, который есть у Порошенко, также на  выборах  может добавиться  целый ряд других политических сил, возможно, менее токсичных.

— Порошенко все же удастся сохранить свой электорат?

— Нет уверенности в том,  что Порошенко сохранит весь свой электорат и  «донесет» его до выборов. В процентном отношении количество голосов, которые он может набрать на парламентских выборах, зависит от многих причин. Есть фактор Гройсмана, фактор Вакарчука, пойдут они или не пойдут вместе с Порошенко. Также фактор «Удара» есть  — пойдет ли  он отдельно или пойдет вместе с «ЕС». Если  он пойдет отдельным избирательным списком,  это  означает, что «Удар» будет пастись на электоральном поле Порошенко. В результате голоса Порошенко перейдут к «Удару». Если Вакарчук наберет 4,8% голосов и не попадет в Верховную Раду Украины, то эти голоса 4,8% будут распределены между партиями, которые попадут в парламент. Вакарчук, который был за Порошенко, на самом деле  помог сделать большим бонус, который распределят между собой те партии, которые пройдут  в Раду. 

-Какие партии должны однозначно пройти в парламент?

— Согласно социологии, в парламент гарантированно попадают БЮТ, партии Зеленского «Слуга народа»,  оппозиционная платформа «За життя» Бойко и, собственно говоря, всё. Что касается всех других  партий –  вопрос дискуссионный – попадают или не попадают.

-Как вы считаете, насколько неотвратимо для топ-чиновников, замешанных в грязных делишках, наказание?

-Скажу, что мелких чиновников будет легче ловить и сажать.  Если они и побегут за границу, то  при желании можно их найти, куда бы они ни побежали.  Правоохранительные органы проводят соответствующие юридические процедуры, возвращают в Украину, задерживают, судят и выносят соответствующий справедливый приговор. Есть, конечно, другие  примеры, когда все происходит в результате «договорняка». Например, когда  Саакашвили обвиняют в совершении тяжкого преступления – государственной  измене, его высылают из Украины. Получается, что очень небезопасного преступника почему-то вытуривают из страны. Можно допустить, что эта какая-то несогласованность либо сознательная манипуляция. То же самое можно отметить и в отношении других деятелей, которые абсолютно свободно пересекают границу Украины, а потом к ним начинают возникать вопросы.   Надо задать вопрос генеральному прокурору Луценко: что было сделано Генеральной прокуратурой  для того, чтобы вернуть  Михаила Саакашвили в Украину для того, чтобы, наконец-то, тут поставить его перед справедливым неподкупным украинским судом, доказать его виновность и наказать  его законным способом.  Это только одно из уголовных дел, а таких дел в Украине море.

-Подобная ситуация с Портновым…

-Да, такая же ситуация с Портновым. Когда он появляется в Украине, выясняется, что никаких правовых оснований для преследования не было.  Выходит, виноват Портнов, что против него криминальных дел  нет, или правоохранительные органы все же?!

-Намерены ли возвращаться в Украину бывшие «регионалы? 

-Не думаю, что они будут спешить возвращаться в страну, потому что им тут никто не рад.  Не нужно путать понятия:  быть подлецом и негодяем – это одно, быть преступником – это другое. Когда мы говорим, что кто-то является насильником, убийцей, это всего лишь общественное мнение, предположение. Человек считается невиновным до тех пор, пока  против него не наберет законной силы приговор суда. Поэтому первичным является наличие или отсутствие правовых оснований  для преследования, а также наличие  или отсутствие достаточных правовых доказательств для того, чтобы выносить обвинительный приговор.  Ключевым моментом здесь является не политическая воля,  не общественное мнение,  а эффективная работа правоохранительных органов и органов, которые осуществляют досудебное следствие: в состоянии ли они собрать доказательную базу установленным законом способом или не в состоянии? Если не в состоянии, то не нужно перекладывать ответственность на суды.  Они сначала приносят в  суд  «бред», а потом говорят, что коррумпированные суды выносят оправдательные  приговоры.  Это сознательная эрозия правовой системы Украины.

-Каким образом «заставить» правовую систему в Украине работать нормально?

-Для того чтобы правовая система у нас работала нормально, действительно без политической воли обойтись нельзя. Будет ли у Зеленского  такая воля, думаю, что будет. Будет ли такая  воля и у фракции Зеленского, и у будущего правительства, надеюсь, что будет. Гарантировать это  никто не может, потому что это будет результат очень сложной политической борьбы. Очень  много есть добрых  и благородных  намерений, но если ты не можешь финально их отстоять и внедрить,  тогда это будет «призрак» Виктора Андреевича Ющенко.  Надо осознать, действительно ли в обществе назрела необходимость сделать эти шаги  и далее оттягивать это нельзя. То, что мог позволить себе Ющенко после Оранжевой революции,   — это одно. То, что  мог себе позволить Порошенко  после Революции Достоинства, это другое. Так вот Зеленский  на сегодняшний день  не может  себе  позволить играть в эту игру, мол, мы когда-то это сделаем.  Это нужно  сделать уже сегодня.  Если это не будет сделано сегодня, то в итоге  все это  может взорваться… Зеленский стал результатом недовольства тем, что ни одна их тех практик, которые стали причиной первого Майдана, второго Майдана, не были  устранены. Ни одна из тех практик, которые были  причинами первого и второго Майдана, не были устранены. Они и сегодня работают. И если не будут устранены эти причины, мы знаем, какие будут последствия…

Читайте также по теме