В парламенте 19 января зарегистрирован законопроект №5670 "О государственном языке". Его авторы, более 30-ти депутатов из разных фракций, предлагают сделать украинский язык обязательным в использовании для всех сфера государственной и общественной жизни и применять суровые меры наказания для нарушителей этой нормы. Кроме этого, «под сукном» в Раде лежат еще два языковых закона. О возможных последствиях принятия одного из них корреспондент ГолосUA узнавала у политического эксперта ГО «Слово и дело» Валентина Гладких.
— Валентин, что можно сказать о причинах появления таких инициатив?
— Думаю, уместно задать вопрос: почему эта проблема снова появилась на повестке дня именно сейчас? Ответ очевиден: власти нечего предложить обществу, нет какого-то конструктива, решений, видения. Поэтому снова предлагают прожевать «жвачку», которая уже давно утратила вкус. Этот вопрос ставят на повестку дня с одной-единственной целью, как еще один повод для того, чтобы возбудить дискуссию и заработать на ней какие-то дополнительные электоральные баллы. Как только появляется вопрос языка, это означает, что дата выборов приближается. И это — безотносительно к тому, какие предлагаются законы.
— Как вы считаете, вопрос статуса государственного языка в Украине урегулирован?
— Безусловно, когда в Украине действует закон 1989 года, который регулирует языковые отношения, это тоже неестественно. Конечно, эту проблему нужно решать. Но почему этого не делали на протяжении трех прошедших лет, почему эта тема возникает именно сегодня? Я очень скептически отношусь ко всему происходящему. И убежден, что нынешний состав Верховной Рады, большая часть которого представляет собой «рустикальных либералов», вряд ли в состоянии реально решить этот вопрос на уровне, на котором это было бы функционально и эффективно.
— Какой может быть судьба этого законопроекта?
— В лучшем случае, это завершится просто беспредметной дискуссией, ссорами, красивыми «картинками», блокированием трибуны, эфирами и другими подобными вещами. И никто ничего не проголосует. А, в худшем случае, будет проголосован какой-то абсолютно нелепый, примитивный и неэффективный закон, который не решит ни единой из проблем, существующих сегодня в сфере функционирования языка, прежде всего, украинского. Но, вместо этого, может создать множество новых проблем, в данное время не существующих. Конечно, не нужно ничего драматизировать, потому что у нас когда затрагивают вопрос языка, сразу кричат: «Все пропало!». Когда голосовали за Европейскую языковую хартию, тоже так было. Но это особенно ни на чем не отразилось. Затем принимали этот нелепый закон Колесниченко-Кивалова, так же казалось, что все, начался языковой геноцид. Но опять ничего не случилось. Думаю, что и эти законопроекты ждет подобная участь.
— Почему вы так думаете?
— Языковая среда функционирует, в том числе, согласно своей внутренней динамике, правилам. Но она, конечно, и регулируется. Ведь среди языковых законопроектов есть и правительственный. У меня впечатление, что Гройсман решил показать, как управлять страной, продемонстрировать административно-командное управление экономикой. Ему ничего в голову не приходит, кроме проверок на таможне, инспекторов труда, которые будут ходить по учреждениям и выяснять, официально ли устроены работники. А теперь еще и языковые инспекторы будут действовать. Это — «совок», в худшем понимании этого слова.
— В таком случае, нужны ли вообще «языковые законы»?
— Конечно, работа с законодательством, регулирующим языковые вопросы, необходима. Сегодня нельзя считать удовлетворительной ситуацию, в том числе, с украинским языком. Но если вспомнить о языках нацменьшинств, не думаю что ситуация с болгарским, румынским, венгерским языками на самом деле лучше. Как и с русским, если отбросить тот факт, что его в информационном пространстве — полным-полно. Но владение этим языком также катастрофически падает, это связано с уровнем образования в Украине в целом. Однако, когда это вырывают из контекста, превращая в пафосную дискуссию на патриотическую тему… От происходящего веет досрочными парламентскими выборами. Это — как раз тот плодотворный грунт, на котором можно «попастись» и собрать голоса электората.
— К чему все это приведет?
— К тому, что общество будет снова взбудоражено. И это — вместо достижения каких-то общих целей, проведения реформы в Украине, борьбы с коррупцией. Вместо этого, мы разойдемся по разные стороны баррикад и будем дискутировать, на каком языке должны говорить борцы с коррупцией. В то же время, у нас в стране — полный упадок, не только экономический, но и культурный, образовательный, этический, мировоззренческий. Но, вместо решения этих проблем, нам предлагают то, о чем мы с вами говорим. В этом плане можно сказать, что даже квотирования украинской музыки на радио значительно более эффективно, чем такие законы, которые нам пытаются «впарить». Говорю об этом, так как проработал восемь лет в парламентском Комитете по вопросам культуры и духовности. Убежден, что такой закон только «повиснет мертвым грузом», свидетельствуя о приближении досрочных парламентских выборов.