Верховный Главнокомандующий принял решение, что в структуре Вооруженных сил Украины будет 151 генеральская и адмиральская должности, тогда как до недавнего времени в ВСУ существовала 121 генеральская и адмиральская должности. Соответствующая информация содержится в Указе Президента №39/2015. При этом 125 генералов и адмиралов из 151 не находятся на оперативных должностях и не управляют непосредственно войсками, оперативными соединениями. О том, повысит ли боеспособность армии простое увеличение количества высшего военного командования, корреспондент ГолосUA расспросила генерала-майора в отставке Вадима Гречанинова.
— Вадим Александрович, зачем ВСУ наращивать численность генералитета?
— Есть неофициальные стандарты – на тысячу военнослужащих должен приходиться один генерал. Увеличивается количество военных – растет число генералов. Хотя прямой зависимости в этом вопросе, конечно, нет. Я бы сейчас этого не делал, не увеличивал бы численность высшего военного командования.
— Почему?
— Потому что многие украинские генералы показали, что не соответствуют этому высокому званию: нет нужных знаний, опыта, и так далее. Многих из них я знаю лично.
— Чем объясняется столь низкий уровень подготовки офицеров высшего звена?
— 24 года у нас не было войн. Соответственно, не было боевого опыта. Можно сказать, что военные специальности были довольно «мирным» занятием. Опыт учений не давал нужного результата. Ведь в учения, которые являются репетицией настоящего боя, нужно вкладывать средства. Если они проводятся «халтурно» и материально не обеспечены, не задействуются крупные полигоны – и получается такой результат. К тому же, к нашим генералам не было должных требований. Однако обвинять нынешних генералов в неграмотности – не совсем справедливо. Ведь в стране отсутствовали условия и требования, чтобы вырастить качественных военных.
В то же время, в Советском союзе украинские генералы когда-то занимали много высоких постов, на них всегда опирались, они оказывались более грамотными на общем фоне. Я учился в академии Генштаба, и у нас в отделении было 40% украинцев. К сожалению, в Украине нет Академии Генштаба, да и учебу высшего военного командования все время стремились сократить, до 1-2 лет.
С другой стороны, звания присваивались, потому что время подходило. И существовали, так сказать, «генеральские» должности, которые не могли быть заняты без присвоения соответствующего звания.
— В Украине за последний год сменилось уже несколько министров обороны. Можно ли улучшить качество высшего военного командования в условиях военной ситуации и как?
— Этот процесс должен проходить постепенно, нужно рассматривать каждую должность и каждого человека лично. Важен не только опыт службы, но и ее качество, ведь бывают очень перспективные молодые офицеры. Может быть, стоило бы заменить плохих генералов на руководящих должностях в ВСУ полковниками, прошедшими АТО. А полковников – подполковниками.
Это очень важно, так как при последних министрах обороны майоров было больше, чем капитанов, а подполковников и полковников больше, чем майоров. Это нередко связано с кумовством, родством. Да и все последние министры обороны, кроме последнего, назначались по «родственным» связям. Генералами не должны становиться по этому принципу. Все должно происходить с точностью до наоборот, ведь толку от такой системы нет.
За кандидатурами тех, кому присваивается генеральское звание, обязан внимательно наблюдать Президент. А боеспособность военных подразделений должны беспристрастно оценивать специальные контролирующие комиссии. Высоки требования к начальникам штабов – они должны быть классными специалистами, способными к боевому управлению.
— Сейчас эта система работает?
— Со сложностями, что связано с коррупцией и кумовством. Кадры – это конкретная работа по каждой личности. Управление кадрами и Генеральная инспекция, а также СНБО должны серьезно этим заняться. Но нужно действовать так, чтобы никого не оскорбить.
— Но начавшаяся реформа ВСУ предусматривает не только простое увеличение числа генералов, а и то, что из 151 генералов 125 не будут находиться на оперативных должностях. К тому же, в управлении малочисленных ВВС и Военно-морских сил увеличивается количество генералов и адмиралов. Прокомментируйте, пожалуйста, эти факты.
— Это – перегибы. Считаю, что главная причина того, что наша армия была слабой – неподготовленные кадры. Начинать изменения в ВСУ необходимо не с простого наращивания численности командного состава, а со смены программ в военных училищах.