В. Гречанинов: «Украине необходимы квалифицированные кадры в Министерстве обороны»

8 января Министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что в 2015 году из госбюджета на нужды Минобороны будет выделено 44,6 миллиарда гривен. Из этих денег 14 миллиардов будет потрачено на вооружение, 1,9 миллиарда пойдет на подготовку военнослужащих и 28,7 миллиардов — на их содержание. Также Минобороны ожидают серьезные реформы, в том числе, кадровое сокращение. О том, как эти нововведения отразятся на работе ведомства, а также о правильном распределении выделенных средств в интервью ГолосUA рассказал генерал-майор в отставке, президент Атлантического совета Вадим Гречанинов.

— Вадим Александрович,  44, 6 миллиардов гривен на нужды Минобороны более, чем в три раза выше, чем в предыдущем году. Как Вы считаете, будет ли достаточно этих средств?

— На самом деле это сложный вопрос. Как мы видим по итогам прошлого года – средств нужно очень много. Ранее из госбюджета на нужды армии ежегодно выделялся примерно один миллиард долларов. С одной стороны – этой суммы должно быть вполне достаточно. Но, в то же время, в соседней нам Польше, при численности армии примерно в 200 тысяч военнослужащих, государство выделяет ежегодно 12 миллиардов долларов. Цифры, как мы видим, несравнимы. Но здесь нужно также учитывать сегодняшний курс гривны. Миллиард долларов 5 лет назад и такая же сумма сейчас – это совершенно разные цифры. Поэтому делать оценки, хватит ли 45 миллиардов гривен в этом году, достаточно тяжело.

— На какие конкретно нужды украинской армии деньги должны пойти в первую очередь?

— Я бы назвал, в первую очередь, две статьи: это социальное обеспечение военных и вооружение. Ранее социальное обеспечение для обычных украинских военнослужащих было мизерным. В свою очередь, финансирование вышестоящих армейских лиц всегда было более, чем достаточным. Поэтому заработную плату для младшей и средней категорий военных нужно поднимать до среднего уровня в стране. По моим наблюдениям, власть это понимает и уже начинает двигаться в этом направлении. И это не может не радовать.

— При каких обстоятельствах расходы придется увеличить?

— При такой постановке, как сейчас, есть огромная вероятность, что Россия будет продолжать военную политику. Для Украины это противостояние очень затрудняет экономическое положение. Если в ближайшее время градус конфликта на востоке не снизится, увеличение расходов станет просто необходимостью. В первую очередь, средства нужны на армию, на вооруженные силы и на нужды Нацгвардии. Также нужно уделить особое внимание правоохранительным органам. В милиции необходимо провести серьезную переорганизацию и реструктуризацию. Также необходимо переучить представителей правоохранительных органов и вывести их на уровень народной милиции. На мой взгляд, мы не избавимся от войны в ближайшее время. Следовательно, при таком раскладе, нам просто необходимо будет увеличивать средства на обеспечения вышесказанных ведомств.

— Возможно ли найти средства на армию и на восстановление Донбасса без введения каких-либо новых налогов и сборов для населения?

— Честно говоря, я сомневаюсь, что можно найти какие либо альтернативные способы. По всей видимости, все что можно было сделать, мы уже сделали. В данном случае, нужно создавать специальные органы или подразделения, которые смогли бы объяснить людям, что такие меры сейчас крайне необходимы. Вместе с тем, нужно ужесточить ответственность за хищение государственных средств по отношению к людям, которые занимают высокие должности в правительственном аппарате. Также, безусловно, необходима борьба с коррупцией. Если люди будут видеть результат – они не будут так категорично относится к тому, что им урезают зарплаты, пенсии и так далее. Они будут понимать, что сейчас без этого просто не обойтись.

— Согласно оценкам Минфина, общие расходы на оборону и безопасность государства в 2014 году составили 63,4 млрд. гривен. Тем не менее, снабжение для военных оставляет желать лучшего. Что это, нерациональное распределение или все же непрозрачное использование этих средств?

— Здесь, к сожалению, присутствует и нерациональное распределение, и воровство. Мы сейчас маленькими шагами пытаемся отойти от системы, которая укоренялась годами. К сожалению, не всегда это получается. По снабжению армии возникает очень много вопросов. Многие на этом красиво спекулируют. В то же время проблемы, связанные с хищением средств, не афишируются очень широко. Существует проблема непроверенных фактов: слух прошел — СМИ его выдали как достоверный факт. Потом оказывается, что это неправда. Поэтому нужно очень внимательно все перепроверять. Но, в то же время, к этому вопросу стоит подходить очень осторожно: нельзя разжигать конфликт внутри страны. Для Украины сейчас главная опасность – это внутреннее состояние общества. Оно должно выдержать все сложности: и те, которые уже есть и те, которые нам еще предстоят.

— С начала проведения АТО на востоке Украины было создано огромное количество благотворительных фондов. Тем не менее, часть денег, собранных волонтерами, так и не доходит до военнослужащих. Как можно бороться с этой проблемой?

— В идеале, конечно, сами волонтеры должны понимать, что от них, в какой-то степени зависит человеческая жизнь. Волонтеры – это народное движение. По своей сути оно объединяет абсолютно все слои населения. Там есть и образованные, достаточно состоятельнее люди, и жулики. Следовательно, совершенно понятно, что есть люди, которые на этом хорошо зарабатывают. Боюсь, что сделать так, чтобы все средства использовались на благо страны, вряд ли удастся. Это капитализм. Но над этим, безусловно, нужно работать, подключая правоохранительные органы.

— Существует проблема обеспечения украинских военнослужащих некачественным обмундированием, продуктами и другими необходимыми вещами. Что нужно сделать, чтобы начали поставлять на нужды армии более качественные товары?

— В первую очередь нужны две вещи – деньги и квалифицированные кадры в Министерстве обороны. То, что нашу армию не могут снабдить всем необходимым, характеризирует Украину как слабую страну. Для любой страны главное – это сильные кадры во власти. Это должны быть люди, которые будут использовать свое служебное положение не в личных целях, а на благо страны.

— Степан Полторак в ходе брифинга заявил, что в ближайшее время будет сокращение кадров в Минобороны. Какие шансы, что люди, которые попадут под реформирование ведомства, будут трудоустроены?

— Трудоустроить всех будет сложно. Но реформировать Министерство обороны необходимо в любом случае. Полторак сейчас обязан это сделать. В первую очередь, для людей, которые сейчас защищают нашу страну. Это лучшая часть населения, и ее нужно беречь. Поэтому нужно подумать, как именно им обеспечить достойное проживание и жилье.

— Какие еще ключевые реформы необходимо провести в Министерстве обороны?

— Необходимо найти способ привлечь больше специалистов в оперативно-стратегическом плане, которые могут просчитать развитие ситуации на несколько шагов вперед. Смелых людей, которые готовы стоять с автоматом очень много. А вот людей, которые могут предусмотреть, предугадать, спланировать, смоделировать ситуацию – недостаточно. Это должны быть специалисты, которые имеют и образование, и опыт службы. Кроме того, надо очень умело использовать и украинский, и российский фактор в подборе военных. Многие из тех, кто сейчас занимает руководящие должности в военной отрасли, заканчивали высшие учебные заведения именно в России, потому что у нас их просто нет. Теперь они возомнили из себя больших начальников, а на самом деле, кроме желания продвинутся по карьерной лестнице и создать себе имидж выдающихся, патриотичных украинцев, у них больше ничего нет. На деле эти люди допустили очень много ошибок, например, из-за того, что вовремя не перепроверили информацию или не предупредили соответствующие органы.

Как привлечь хороших специалистов – это сложный вопрос. Главное, что в нашей стране они есть. Минобороны должно обращаться к опытным генералам, таким, как, например, Лопата. Они могут быть не командирами на поле боя, а в штабах, думать, как лучше сделать в той или иной ситуации. Только в таком случае ситуация на востоке страны сможет выйти на путь урегулирования конфликта.

Читайте также по теме