В. Калинчук: «В Украине не создан цивилизованный рынок земли»

«Запуск» рынка сельскохозяйственных земель – одно из главных требований МВФ, и в Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект, подготовленный депутатами от «БПП». План введения оборота сельхозземель прописан в несколько этапов — до 2030 года. Первый этап – отмена с 1 июля 2017 года моратория на продажу земель сельхозназначения. По мнению экспертов, это поможет крупным агрохолдингам сконцентрировать огромнейшие запасы земли в своих руках и создать латифундии в Украине. В народе идея  продажи земли в частные руки не поддерживается. Тем паче любая свободная торговля землей противоречит Конституции, в которой сказано, что земля является общенародным достоянием и, в принципе, не может быть в частной собственности, а только может быть в аренде или концессии. Ну а в настоящее время в Украине вовсю функционирует черный рынок земли. О причинах роста теневого рынка земли в Украине корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам земельных отношений  Василий Калинчук.

— Василий Антонович, почему в Украине растет теневой рынок земли?

— Согласен, в настоящее время в Украине действует черный рынок земли. Данные Украинского клуба аграрного бизнеса о теневых и полутеневых схемах покупки украинской земли  и росте черного рынка земли в какой-то мере соответствуют действительности. Сегодня все понимают, что мы создаем крупных монополистов в аграрном секторе экономики.  В нашей стране есть фирмы, которые уже сегодня арендуют по 100 тыс. и по 400 тыс. гектаров земли. Нигде в Европе и Америке такого  не найдешь, а у  нас в Украине есть. У нас есть собственники земельных паев, которые давно уже поумирали, а их земельные паи перешли к  детям. Дети живут в совершенно другой местности, им этот участок совершенно не нужен. И они отдают эти участки в аренду на 49 лет другим лицам либо оформляют дарственную, получая за это деньги.  Это и есть черный рынок земли.  

— Как можно бороться с черным рынком земли?

— Черный рынок земли будет существовать до тех пор, пока мы не создадим  рыночные механизмы и критерии функционирования земельного рынка. Ни того, ни другого в  Украине нет. Мы должны смотреть в корень вопроса. Нужно подготовить законопроект, в котором будут прописаны все эти критерии и механизмы. У нас была уже попытка создать Земельный банк, которая провалилась.  А ведь Земельный банк нужен для того чтобы можно было потом легко контролировать ход изменения собственника на земле. Земля – это национальное богатство, значит, и Земельный банк должен быть государственным. Еще раз подчеркну, что  ни о каком цивилизованном рынке земли мы говорить не можем, пока не создан механизм функционирования сельскохозяйственного рынка земли. Пока же, какой бы рынок мы не создавали, это будет черный рынок земли.

— Всех волнует вопрос об отмене моратория на продажу земли…

— Меня очень удивляет тот факт, что все почему-то сейчас говорят об отмене моратория на продажу земли. Уверен, что не о моратории надо говорить, а говорить нужно о критериях и  создавать механизмы  функционирования сельскохозяйственного рынка земли. Кто и что будет продавать, кто  будет все это  отслеживать – ничего сегодня в Украине нет, то есть, критерии и механизмы продажи земли надо создавать и законодательно утверждать. Увы, у нас нет рыночного механизма применительно к земле. Когда был принят первый Земельный кодекс, там было в переходных положениях написано — создать то-то, то-то и то-то – начиная от Земельного банка и заканчивая кадастровым бюро, следовало законодательно определить порядок и критерии продажи земли.  Мы ни того, ни другого не создали, мы ни одного критерия не поставили.  

— Почему земельная реформа в Украине все еще не завершена?

— Более 25 лет прошло с момента принятия первого постановления Верховной Рады «О земельной реформе», но реформа все еще не завершена. Рынка земли сельскохозяйственного назначения  у нас не существует. Значительная часть рынка аренды находится «в тени». Несколько категорий земли не имеют четкого правового статуса или используются непрозрачным путем. Если посмотреть на Германию или  Францию, то у  них стоят четкие критерии  — у  них рынок земли составляет в год до 1%, то есть рынок земли у  них практически уже установился. Во Франции, если  человек хочет иметь землю как фермер, иметь свое фермерское  хозяйство, он может иметь в собственности  не более 150 гектаров.  При этом он должен жить в сельской местности. 

— Зарубежный опыт говорит о том, что необходимы законодательно закрепленные критерии функционирования рынка земли…

— Безусловно,  в западных странах действуют такие критерии на законодательном уровне. В Германии, например,  ты должен иметь сельскохозяйственное образование, ты должен пройти специальную комиссию, ты должен  пройти стажировку не менее одного года у одного  из фермеров, только тогда ты можешь получить право работать и  право собственности на сельскохозяйственную землю. У нас этих критериев, увы, нет. Получается, что наши теперешние земельные отношения напоминают  времена крепостного права. Если вспомнить историю, то в те далекие времена, когда еще было крепостное право, помещик имел свои земли. Допустим, едешь по дороге – земля направо и налево – это помещика такого-то, дальше едешь – помещика другого. Этот помещик  в этой сельской местности и не жил, у него там работал управляющий. Сам собственник  земли во времена крепостного права жил в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве или других крупных городах, а управляющий  работал на полях. Дивиденды, прибыль  от сельскохозяйственной деятельности помещик получал, никогда не бывая в этой сельской местности…

Читайте также по теме