«Запуск» рынка сельскохозяйственных земель – одно из главных требований МВФ, и в Раде уже зарегистрирован соответствующий законопроект, подготовленный депутатами от «БПП». План введения оборота сельхозземель прописан в несколько этапов — до 2030 года. Первый этап – отмена с 1 июля 2017 года моратория на продажу земель сельхозназначения. По мнению экспертов, это поможет крупным агрохолдингам сконцентрировать огромнейшие запасы земли в своих руках и создать латифундии в Украине. В народе идея продажи земли в частные руки не поддерживается. Тем паче любая свободная торговля землей противоречит Конституции, в которой сказано, что земля является общенародным достоянием и, в принципе, не может быть в частной собственности, а только может быть в аренде или концессии. Ну а в настоящее время в Украине вовсю функционирует черный рынок земли. О причинах роста теневого рынка земли в Украине корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам земельных отношений Василий Калинчук.
— Василий Антонович, почему в Украине растет теневой рынок земли?
— Согласен, в настоящее время в Украине действует черный рынок земли. Данные Украинского клуба аграрного бизнеса о теневых и полутеневых схемах покупки украинской земли и росте черного рынка земли в какой-то мере соответствуют действительности. Сегодня все понимают, что мы создаем крупных монополистов в аграрном секторе экономики. В нашей стране есть фирмы, которые уже сегодня арендуют по 100 тыс. и по 400 тыс. гектаров земли. Нигде в Европе и Америке такого не найдешь, а у нас в Украине есть. У нас есть собственники земельных паев, которые давно уже поумирали, а их земельные паи перешли к детям. Дети живут в совершенно другой местности, им этот участок совершенно не нужен. И они отдают эти участки в аренду на 49 лет другим лицам либо оформляют дарственную, получая за это деньги. Это и есть черный рынок земли.
— Как можно бороться с черным рынком земли?
— Черный рынок земли будет существовать до тех пор, пока мы не создадим рыночные механизмы и критерии функционирования земельного рынка. Ни того, ни другого в Украине нет. Мы должны смотреть в корень вопроса. Нужно подготовить законопроект, в котором будут прописаны все эти критерии и механизмы. У нас была уже попытка создать Земельный банк, которая провалилась. А ведь Земельный банк нужен для того чтобы можно было потом легко контролировать ход изменения собственника на земле. Земля – это национальное богатство, значит, и Земельный банк должен быть государственным. Еще раз подчеркну, что ни о каком цивилизованном рынке земли мы говорить не можем, пока не создан механизм функционирования сельскохозяйственного рынка земли. Пока же, какой бы рынок мы не создавали, это будет черный рынок земли.
— Всех волнует вопрос об отмене моратория на продажу земли…
— Меня очень удивляет тот факт, что все почему-то сейчас говорят об отмене моратория на продажу земли. Уверен, что не о моратории надо говорить, а говорить нужно о критериях и создавать механизмы функционирования сельскохозяйственного рынка земли. Кто и что будет продавать, кто будет все это отслеживать – ничего сегодня в Украине нет, то есть, критерии и механизмы продажи земли надо создавать и законодательно утверждать. Увы, у нас нет рыночного механизма применительно к земле. Когда был принят первый Земельный кодекс, там было в переходных положениях написано — создать то-то, то-то и то-то – начиная от Земельного банка и заканчивая кадастровым бюро, следовало законодательно определить порядок и критерии продажи земли. Мы ни того, ни другого не создали, мы ни одного критерия не поставили.
— Почему земельная реформа в Украине все еще не завершена?
— Более 25 лет прошло с момента принятия первого постановления Верховной Рады «О земельной реформе», но реформа все еще не завершена. Рынка земли сельскохозяйственного назначения у нас не существует. Значительная часть рынка аренды находится «в тени». Несколько категорий земли не имеют четкого правового статуса или используются непрозрачным путем. Если посмотреть на Германию или Францию, то у них стоят четкие критерии — у них рынок земли составляет в год до 1%, то есть рынок земли у них практически уже установился. Во Франции, если человек хочет иметь землю как фермер, иметь свое фермерское хозяйство, он может иметь в собственности не более 150 гектаров. При этом он должен жить в сельской местности.
— Зарубежный опыт говорит о том, что необходимы законодательно закрепленные критерии функционирования рынка земли…
— Безусловно, в западных странах действуют такие критерии на законодательном уровне. В Германии, например, ты должен иметь сельскохозяйственное образование, ты должен пройти специальную комиссию, ты должен пройти стажировку не менее одного года у одного из фермеров, только тогда ты можешь получить право работать и право собственности на сельскохозяйственную землю. У нас этих критериев, увы, нет. Получается, что наши теперешние земельные отношения напоминают времена крепостного права. Если вспомнить историю, то в те далекие времена, когда еще было крепостное право, помещик имел свои земли. Допустим, едешь по дороге – земля направо и налево – это помещика такого-то, дальше едешь – помещика другого. Этот помещик в этой сельской местности и не жил, у него там работал управляющий. Сам собственник земли во времена крепостного права жил в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве или других крупных городах, а управляющий работал на полях. Дивиденды, прибыль от сельскохозяйственной деятельности помещик получал, никогда не бывая в этой сельской местности…