30 апреля 2018 года закончена Антитеррористическая операция (АТО) и начата операция Объединенных сил (ООС). ГолосUA решил разобраться, что изменится после переименования АТО в ООС и расспросил об этом политолога Вадима Карасева.
— Что изменится после переименования АТО в ООС?
— Это не смена вывесок, но и не существенное изменение положение дел в зоне конфликта. Формализуется то, что давно стало очевидным. То есть, Антитеррористическая операция из полицейской превратилась в военную. Ее можно по-разному назвать, например, оборонительной. Но фактически, она является военной операцией, соответственно, руководят ей военные. Хотя с формально-правовой точки зрения, руководителем этой операции ранее являлся руководитель СБУ. Теперь Нацгвардия переподчиняется руководителю объединенного штаба и Президенту, как верховному главнокомандующему.
— Ускорит ли это реинтеграцию Донбасса?
— Нет. Как оно может ускорить, если это формализация и правовая кодификация того, что фактически есть уже в течение 1,5-2 лет. Президент решил задним числом, постфактум зафиксировать те изменения, которые происходят с 2015 года. Их решили кодифицировать с правовой точки зрения.
— Может ли в зоне теперь АТО вводится военное положение?
— Теперь в зоне конфликта де-факто военное положение может вводиться Президентом, минуя парламент. У гаранта теперь больше маневров для реагирования на ситуации в этой зоне АТО.
— Как в ближайшее время будет развиваться ситуация на Донбассе?
— До президентских выборов 2019 года не будет никаких эскалаций и конфликтов. Возможно, сдвинется с мертвой точки ситуация с миротворцами. Возможно, начнется подготовка введения миротворцев к концу этого года. Больше ничего после внедрения ООС не произойдет. Эскалация конфликта на Донбассе не выгодна президенту России Владимиру Путину. Он ждет легитимного изменения украинской власти и переформатирования политических сил в Украине. Путину не выгодно сейчас мобилизовать вокруг нынешней власти общество. Со стороны украинской власти, даже если бы кто-то хотел использовать этот сценарий для мобилизации сторонников, то для этого сейчас нет сил и возможностей. После выборов 2019 года, Москва и Киев будут пытаться урегулировать конфликт на Донбассе. У них для этого будет больше шансов, нежели в рамках международных форматов переговоров, в частности, — «Нормандского», «Женевского» или «Будапештского». Нужно запастись терпением, и ожидать позитивных новостей по разрешению конфликта через год после президентских выборов. При любом исходе этих выборов, все равно ожидаются серьезные политические перераспределения.
— Относительно политических перераспределений, рейтинг Порошенко упал до минимума, есть ли у него шансы на второй срок?
— Даже после того, как Президент Украины Петр Порошенко стал лидером антирейтинга политиков, заняв в списке 6 место, у него еще есть шансы попасть во второй тур президентских выборов. Действующих Президентов не нужно недооценивать, у них есть, то чего нет у других кандидатов, даже если кандидаты являются супер рейтинговыми, а именно: административный ресурс, финансовые возможности, остатки системы, поэтому шестое место Порошенко в президентском рейтинге пока мало о чем говорит. Президентская кампания еще не началась. Пока мы лишь видим всплески этой кампании. Говорить о том, что она идет полным ходом и задействованы все ресурсы кандидатами в этой кампании рано. Стало быть, и списывать со счетов Порошенко тоже рано.
— Может ли Порошенко с кем-то объединиться для победы на выборах?
— Его конкурентам такой скепсис относительно шансов Порошенко быть избранным на второй срок может сыграть плохую службу. Они могут расслабиться. Второй момент заключается в том, что было бы интересно посмотреть этот рейтинг, когда социологи зафиксируют влияние инициативы создания Единой поместной церкви на отношение украинцев к Порошенко. Кроме того, очевидно, что у президентских политтехнологов есть в рукавах если не тузы, то очень сильные карты. Соперникам Порошенко расслабляться рано. У Порошенко задача выйти во второй тур. Пока не все потеряно. Если Президент запустит свою избирательную кампанию, то его рейтинг может вырасти. Если премьер Владимир Гройсман, министр МВД Арсен Аваков примут решение работать на президентскую победу, то у Порошенко остаются шансы выйти во второй тур. Впереди практически год. За это время может много чего поменяться в электоральных раскладах.