В. Карасев: «Существуют риски срыва президентских выборов»

В Верховной Раде перессорились кандидаты в президенты и их представители. Лидер президентской фракции Артур Герасимов обвинил штаб Юлии Тимошенко в организации скупки голосов свыше миллиона избирателей. Тимошенко в ответ продолжает обвинять в нечестной игре Президента Порошенко. Кому выгодно разжигать войну вокруг скупки голосов и есть ли риски срыва выборов, об этом ГолосUA расспросил политолога Вадима Карасева.

— Вадим, кому выгодно разжигать войну вокруг скупки голосов?

— Войну вокруг скупки голосов затеяли те, кто ее осуществляет. Есть полномочия и компетенция правоохранительных органов, которые обязаны предотвращать такую скупку голосов и гарантировать избирательное право в Украине. СБУ не обладает этими полномочиями, ими обладает полиция, которая просто делает свою работу. Генеральный прокурор Луценко уже заявил, что только Нацполиция имеет полномочия по открытию криминальных дел в случае нарушения электорального права украинцев. На публичном уровне были установлены правила игры для других силовиков: открывать и расследовать нарушения в ходе избирательной кампании имела право исключительно Нацполиция. Другое дело, что она могла бы это делать более активно. Пока же полиция неохотно это делает. Нельзя сказать, что кто-то затеял необъявленную войну среди силовиков. Контролировать избирательный процесс только в полномочиях Нацполиции. СБУ, ГБР и НАБУ работают на опережение. Выявлять коррупционные схемы и подавать эту информацию Национальной полиции или ставить в известность общественность, а в ходе дня голосования обеспечивать порядок на избирательных участках

— Может ли СБУ вмешиваться в процесс голосования на избирательных участках?

— Нет. СБУ может вмешиваться, если будет вестись шпионская деятельность. СБУ – это контрразведка. Она не должна заниматься реализацией избирательных прав граждан и созданием условий для голосования без препятствий.

— Когда утихнет скандал вокруг скупки голосов?

— Скандал вокруг скупки голосов утихнет в ближайшее время, а расследование скупки голосов будут продолжаться, но уже без скандального и публичного резонанса.

Насколько прозрачным является избирательный процесс?

Это очень грязные выборы. Выборы могут быть на гране фола, вопрос в том, чтобы они не сопровождались беззаконием. Это и является первоочередной задачей правоохранительных органов. То есть, чтобы во время избирательного процесса доминировал закон. Это в первую очередь задача Нацполиции.

Можно много говорить о том, что украинцы берут деньги за голос, но проблема не в бедности. Если элиты манипулируют выборами и используют их механизм только для того, чтобы сохраниться при власти и кормушке, то избиратель копирует это поведение. Для того чтобы выборы были честными, украинцам необходимо верить в институт выборов. Если в это будут верить и делать все для этого наши политики, то украинцы поверят, а не станут продавать свои голоса.

— Могут ли быть сорваны президентские выборы?

Риски есть, для этого и используется термин риски. Например, на определенных участках могут сорвать выборы или попытаться их оспорить. То есть это может произойти на участках, где у одного из кандидатов нет достаточного перевеса для победы или где он мало набрал. В итоге эти данные не будут засчитаны в общем результате ЦИК. Задача полиции сделать все, чтобы не допустить специально спланированных провокаций для срыва выборов на проблемных участках.

— Кто из кандидатов в Президенты выйдет во второй тур?

В первом туре никто не выиграет, ни один из кандидатов не получит существенный перевес. При этом у Порошенко стоит задача выйти во второй тур. Во второй тур выйдут Владимир Зеленский и Юлия Тимошенко. По закрытой социологии, а не той, которую сейчас рисуют, Президент отстает от Тимошенко. Это связано с общественным недовольством политикой Порошенко. Если посмотреть на региональный разрез выборов то, на востоке и юге Украины у Президента нет прироста в рейтинге. Предел роста его рейтинга произошел в западной части страны. Не думаю, что Порошенко сможет активизировать свой электорат на юге и востоке Украины, поскольку по идеологическим причинам люди его там не поддерживают.

— Может ли Порошенко задействовать сетку подкупа электората?

Одно дело – карта его сторонников и другое – сетка. Есть сетка его сторонников и волонтеров, то есть так называемая карта, а есть сетка по скупке голосов. Это уже задача правоохранительных органов, которые должны четко развести эти два понятия. Если карта сторонников Порошенко будет основана на финансовых вливаниях, то это может считаться, как прямым, так и непрямым подкупом.

 

Читайте также по теме