Марина Иванова
08:00 26/12/2016

В. Карасев: «В 2016 году произошло усиление власти и подавление политической мобилизации общества»

2016 год оказался для Украины нелегким: продолжение войны на востоке, нарастающий, как снежный ком, ворох экономических проблем, повышение градуса социальной напряженности подтачивали силы страны. Все это станет непростым итогом, точкой отсчета, с которой стране придется начинать новый, 2017 год. Об основных политических итогах 2016 года и прогнозах на 2017 корреспондент ГолосUA беседовала с директором Института глобальных стратегий Вадимом Карасевым.

— Вадим Юрьевич, что удалось украинскому политикуму в 2016?

В начале года я говорил, что главная задача для президентской команды — консолидировать власть и подавить безумную политическую мобилизацию общества. К концу текущего года я должен отметить, что эта задача президентской командой решена.

— Что может служить подтверждением ваших слов?

-Принятие бюджета — это такой индикатор, который доказывает, что власть сильна, как никогда. Все решено: неудобный премьер Арсений Яценюк уволен, другой премьер поставлен президентской командой. Кабмин стал работающим инструментом президентской команды. При этом, в самой команде Президента произошли лишь небольшие изменения. К тому же, укреплен силовой сектор, а также сектор безопасности. Конфликт на востоке страны, на Донбассе почти заморожен.

— Можно ли утверждать это, учитывая ситуацию на Светлодарской дуге?

— Это — «фоновая», скучная война. Но я же не сказал, что это — конфликт. Это — военные действия. Поэтому будут и обострения.

— Вы упомянули принятие бюджета…

— Да, бюджет принят. Какой-то минимальный экономический рост есть. Фискальная ситуация нормальная.

Есть такое выражение: «Конец — это новое начало». Что может ждать нас в 2017?

— Думаю, ничего нового нас в 2017 году не ждет. Первая половина года будет спокойной, это обеспечит инерция стабилизации. А события второй половины 2017 года во многом будут зависеть от того, каким будет внешний контур, международная геополитическая динамика. Здесь все напрямую связано с политикой нового президента США Дональда Трампа. Но пока новая администрация Трампа не выработает систему приоритетов, мы можем быть более-менее спокойны. Этим, по большому счету, и объясняется мой прогноз, что первая половина 2017 года станет периодом «затишья».

— Но чего нам ждать во втором полугодии 2017?

— А вот вторая половина 2017 года будет, скажем так, посерьезнее первой, с вызовам для Украины. Думаю, во-первых, что Евросоюз, все-таки, не продлит санкции против России. Во-вторых, уже станет понятно, чем будет заниматься Трамп.

— Мы можем как-то к этому подготовиться?

— Мы и сейчас уже к этому готовимся. Развиваем военно-промышленный комплекс, укрепляем армию. Ведь нужно понимать, что время союзов, партнерства — позади. А что впереди? Время сильных держав, государств. Украине нужно стать сильной державой, а на это необходимо время. Необходимо привести в современный вид, переоснастить армию. По-другому ничего не получится.

— Каковы перспективы и задачи оппозиции в 2017?

— Проблема в том, что сейчас нет альтернатив власти: ведь быть в оппозиции в Украине — это «ролевая игра». Но предоставлять альтернативу — это нечто совсем другое. Кроме Юлии Тимошенко, которая еще пытается что-то продемонстрировать в этом смысле, к сожалению, пока никого нет. А «Оппозиционный блок» — это именно «ролевая игра» в оппозицию. Фактически, реальной оппозиции нет, и это, кстати, большая проблема. Вот почему оппозиция, несмотря на все голоса депутатов, входящих в нее никак не может добиться внеочередных выборов в парламент? Где ее программа, бюджет? В 2017 году сверхзадача для украинской оппозиции — предложить альтернативу курсу власти. Ведь власть удачно «перехватила» идею о повышении минимальной заработной платы. Но где оппозиция, она что-то путное сказала по этому поводу? Это — абсолютно удачный тактический ход власти, и — только начало.

— Но «дамоклов меч» досрочных выборов висел над властью целый год…

— А теперь он уже не висит. Думаю, этот вопрос может появиться на повестке дня только во второй половине 2017 года.

— В вашем изложении действия украинской власти выглядят почти безошибочными. Но в ее адрес сейчас раздается много критики…

— Знаете, легче всего критиковать, говорить, что «все пропало». Пусть эти критиканы оглянутся по сторонам, посмотрят на Польшу, Венгрию, Россию, Румынию, Китай, на Соединенные Штаты. Где вообще хорошо в этом мире? 

Читайте также по теме