В телеобращении в воскресенье, 10 апреля глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк заявил, что подает в отставку. "Я принял решение сложить полномочия премьер-министра Украины", — сказал Яценюк. По его словам, прошение об отставке будет подано в Верховную Раду во вторник, 12 апреля. "Желание сместить одного человека ослепило политиков и парализовало их волю к реальным изменениям в стране. Осуществление изменений в правительстве превратилось в бездумный бег на месте", — сказал он. Яценюк также отметил, что нельзя допустить дестабилизации исполнительной власти во время войны, поэтому после его отставки нужно немедленно сформировать новое правительство. О том, поддержит ли парламент отставку Яценюка, корреспондент ГолосUAузнавала у директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева.
— Вадим Юриевич, насколько прогнозируемой была отставка Яценюка после визита Петра Порошенко в США?
— Почти стопроцентно прогнозируемой и ожидаемой. Тем не менее, для некоторых она стала неожиданностью. Все уже как-то свыклись с «ужасом без конца». После многочисленных «не ухожу — не ухожу», «ухожу — ухожу», ухожу — не ухожу» все подумали, что сериал «Отставка-1», «Отставка-2», «Отставка-3» продолжится. Казалось, будет несколько сезонов. Но «режиссеры» и «продюсеры» решили закончить проект.
— Кто эти «режиссеры» и «продюсеры»?
— Это и внутренние, и внешние «кукловоды». И обстоятельства — тоже, ведь жизнь является самым изощренным режиссером многих постановок. Многие хотели бы «растянуть удовольствие», поскольку поп-корном затарились основательно. Но все прервалось на самом интересном месте.
— А кто не заинтересован в отставке премьера?
— Поначалу это были те, кто не хотел досрочных парламентских выборов в Украине. Но затем был найден компромисс: отставка без досрочных выборов. Не были заинтересованы в этой отставке некоторые олигархические группы, поскольку уже выстроили с Яценюком небеспроблемные, но рабочие отношения. А сейчас эти отношения нужно будет налаживать заново. И непонятно с кем — с Гройсманом (вице-спикером Владимиром Гройсманом, который может стать новым премьером — ред.) или с Президентом. Западные партнеры Украины остерегались этой отставки, неоднократно подчеркивая, что она должны состояться только тогда, когда будут купированы риски досрочных парламентских выборов, а также предложена прогнозируемая и более-менее приемлемая кандидатура нового премьера.
— Примет ли парламент отставку Яценюка?
— Примет, раз уж он ушел. Может быть, где-то глубоко в душе Яценюк и надеется на срыв голосования. Но, скорее всего, оно будет результативным. Все время, на которое эта отставка была растянута, как раз и обсуждались все оптимальные варианты его «отхода». Раз он объявил об отставке — значит, договорились о безболезненном, беспроблемном уходе. Стало быть, голосование — лишь дело парламентской техники.
— Премьер в своем телеобращении был не очень оптимистичен. Но, тем не менее, подчеркнул, что НФ войдет в коалицию…
— НФ некуда деваться: либо в никуда, либо — в коалицию.
— На что Яценюк обменял отставку?
— Он обменял добровольную отставку на «неголосование» за его отставку. Поскольку сам он не ушел, были бы зарегистрированы законопроекты о досрочном сложении обязанностей премьера Яценюком. И голоса могли бы набраться. Это разные вещи — когда вы уходите сами, или когда вас увольняют. И второе, на что он обменял свой уход — на оттягивание досрочных парламентских выборов. Если они состоялись бы сейчас, НФ вылетел бы из высшей политической лиги.
— Получит ли НФ пост спикера?
— Думаю, должен получить. НФ ведь остается в коалиции. Это может быть Парубий. Здесь нет никакой интриги.
— А каким будет новый состав правительства?
— Во главе — Гройсман. Первый вице-премьер по реформам, министр экономики — Ложкин (Борис Ложкин — ред.), Климпуш (Иванна Климпуш-Цинцадзе — ред.) — вице-премьер по евроинтеграции, министр финансов — либо Яресько (Наталия Яресько- ред.), либо Миклош (Иван Миклош — ред.), министр МВД — Арсен Аваков, министр юстиции — Павел Петренко, министром энергетики может остаться Владимир Демчишин.
— То есть, влияние Яценюка останется сильным?
— Конечно.