В. Караваев: «Официальная статистика о смертности на дорогах занижена в два раза»

24 ноября вступили в силу одобренные Кабинетом министров новые правила дорожного движения для водителей, пассажиров, пешеходов и велосипедистов. Чтобы обсудить нюансы данного документа, а также вопросы безопасности движения и смертности на дорогах страны, корреспондент ГолосUA обратился к юристу и автору книги «100 аргументов против штрафов полиции» Владимиру Караваеву.

-Владимир, 24 ноября вступили в силу обновленные правила дорожного движения… На что, по вашему мнению, стоит прежде всего обратить внимание?

-У меня есть две новости, первая – хорошая, а вторая – плохая. Хорошая состоит в том, что теперь все пассажиры обязаны пользоваться ремнями безопасности. В правилах дорожного движения прописана обязанность пассажиров пристегиваться, но в Кодексе об административных правонарушениях ответственность пассажиров отсутствует, а прописана только ответственность водителя, что неправильно. Ведь водитель не всегда может проконтролировать, пристегнут ли пассажир на заднем сиденье или нет. Теперь же после обновления правил ПДД следует сделать второй шаг и внести изменения в Кодекс об административных нарушениях для привлечения к ответственности также и пассажиров.

Кроме того, следует отметить еще одну хорошую новость для водителей, но плохую для пешеходов – обязанность иметь на своей одежде светоотражающий элемент при переходе через дорогу в темное время суток. Ранее обязанность ношения данных элементов была обязательной только за границами больших населенных пунктов. Но теперь это более не имеет значения, а значит пешеход обязан при переходе дороги иметь на себе светоотражающий элемент. Ведь если в случае ДТП экспертиза установит, что у пешехода отсутствовал на одежде светоотражающий элемент, то в таком случае водителя будет невозможно привлечь к ответственности, которая таким образом полностью ляжет на пешехода. В том числе, если автомобилю будет нанесен ущерб.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о светоотражающих элементах на одежде…

-В данном случае речь идет о самых обычных фликерах стоимостью не более десяти гривен. Перед переходом дороги он закрепляется на рукаве и прекрасно работает.

Важно обратить внимание на то, что при покупке фликера нужно убедиться, что он действительно имеет качественные светоотражающие свойства.

Такой фликер при переходе дороги можно закрепить на руку или на ногу и снять одним движением руки, когда вы уже оказались за пределами проезжей части.

-Что же с плохими новостями?

-Плохие новости, на мой взгляд, заключаются в том, что велосипедистам разрешили двигаться по полосе общественного транспорта.

Дело в том, что полоса общественного транспорта в разных городах и на разных дорогах имеет абсолютно разные особенности. Если, к примеру, такая полоса будет расположена на магистральной улице, как на проспекте Победы в Киеве, то здесь велосипедистов подстерегает наибольшая опасность в местах развязок, съездов и выездов.

Когда начнется весна, велосипедисты поедут по полосам общественного транспорта, и думаю, что количество жертв в ДТП будет достаточно высоким.

На мой взгляд, такие аспекты следует оставлять на усмотрение органов местного самоуправления. Данные институции, отвечающие за организацию движения на территории своей административно-территориальной единицы, лучше всего знают его особенности, а потому должны иметь право выносить решение о том, где движение для велосипедистов будет безопасным, а где нет. К сожалению, до этого руки не дошли, что в итоге будет иметь роковые последствия.

-В СМИ фигурирует свежая статистика, полученная от Нацполиции о количестве ДТП с 1 января по 31 октября этого года, которое составляет 135626 аварий… Насколько таким данным можно доверять, учитывая, что в Украине так до сих пор и не существует реальной статистики по данному показателю?

-В прошлом году Кабмином было принято Постановление об учете ДТП на основе европейского стандарта, но при этом до сих пор отсутствует механизм того, как данная статистика должна осуществляться. Поэтому официально на сегодняшний день учет ДТП в стране отсутствует.

-Согласно статистике, которую можно прочесть на одном из новостных ресурсов, в прошлом году в результате дорожно-транспортных происшествий в Украине погибли 3454 человека, 32 736 получили травмы различной степени тяжести…

-Статистика полиции учитывает только те случаи, где по прибытии патрульных на место ДТП уже имеются погибшие. Тогда как человек, которой скончался в карете «скорой помощи» по пути в больницу или на протяжении 30 дней после ДТП, – в учет не попадает. Притом что во всем мире учет погибших в ДТП ведется на протяжении 30 дней после аварии. Поэтому следует предположить, что предоставляемые полицией цифры по смертности на дорогах занижены приблизительно в два раза.

-В Украине довольно стремительно меняется климат… Нам обещают в целом теплую зиму, а потому хотелось бы узнать, когда водителям стоит «переобуть» свой автомобиль с летней резины на зимнюю…

-Зимняя либо всесезонная резина – это вопрос безопасности как для водителя, так и окружающих. Если на дороге имеется маломальский подъем, то при выпадении первого снега это становится серьезной проблемой для водителей автомобилей с летней резиной, поскольку она становится стеклянной при снижении температуры ниже пяти градусов. Такие автомобили пробуксовывают, чем создают заторы и неудобства для всех окружающих. Поэтому, если температура опустилась ниже пяти градусов, однозначно следует «переобуваться».

-Как вы считаете, в сложившейся тяжелой экономической ситуации, как много водителей могут позволить себе «переобуть» автомобиль? Не станет ли это проблемой для многих?

-Если человек не может позволить себе приобрести новую резину, то можно купить бэушную по очень доступной цене. Если же водитель не может позволить себе приобрести даже такую резину, то в таком случае имеет смысл пользоваться автомобилем только при наличии сухой дороги. Потому что если пойдет снег, то тем самым водитель будет подвергать опасности не только себя, но и всех окружающих. В таких случаях стоит оставить автомобиль в гараже и воспользоваться общественным транспортом.

Читайте также по теме