Министерство внутренних дел впервые в истории Украины заявило об инициативе обсуждать новую версию электронных экзаменационных вопросов по правилам дорожного движения с общественностью.Уже обещано, что билеты будут несколько упрощены, а сам экзамен станет более прозрачным. Новые правила обещают внедрить нынешним летом, пока же общественности представили тестовую версию. ГолосUA поинтересовался у автоюриста Владимира Караваева, насколько эти новшества смогут изменить ситуацию с безопасностью на дорогах страны?
— Владимир, почему возникла необходимость менять эти билеты?
— Потому что три года тому назад Украина подписала соглашение с ЕС и, подписывая это соглашение, Украина взяла на себя ряд обязательств. Вот там, в том числе, есть обязательство в сфере безопасности дорожного движения – ссылка на Директиву 2006 года – она называется «Об удостоверении водителя». И сейчас, когда говорят о новых билетах, это только маленькая часть этой директивы, потому что она выдвигает очень четкие требования, каким образом должны проходит испытания проверки знаний и практических навыков у будущих водителей.
Там, действительно, если вы сдаете на категорию «Б», собираетесь водить легковой автомобиль, то вам нет необходимости отвечать на вопросы, связанные с вождением грузового автомобиля. У нас на протяжении нескольких десятков лет градации экзаменационных билетам по категориям транспортных средств не было. Но мне, как водителю легковушки, не надо знать, какая глубина протектора либо какие условия сцепки на автопоезде. Зачем? Я не управляю автопоездом. Поэтому то, что мы отходим от этой системы и переходим к более европейской, – это огромный плюс, и такой шаг можно только приветствовать. Но сами по себе билеты не влияют на безопасность дорожного движения, ведь это только уровень проверки знаний
— Почему, по-вашему, это не повлияет на ситуацию с безопасностью на наших дорогах?
— Потому что главное – не то, как билеты написаны, а принцип, каким образом идет оценка знаний. Потому что билеты – это теоретическая часть, а есть еще практическая часть. А вот практический экзамен у нас остался на уровне допотопном. Человека могут посадить за руль, он выполнит одно упражнение – например, сдача задним ходом куда-то – и все, ему говорят: готов. На самом деле человек абсолютно не готов к тому, чтобы безопасно управлять транспортным средством, и когда мы говорим только о билетах, но не говорим о всей системе – о том, что нужно поменять всю систему проверки знаний. Если мы говорим, что эти билеты должны соответствовать европейской директиве, то и все остальное должно соответствовать этой директиве. Потому что тот же практический экзамен, по этой директиве, должен длиться минимум 40 минут. Там четко расписаны все упражнения, которые должен выполнить водитель. И самое главное, что есть лицо, которое несет ответственность, когда ставит свою подпись под тем, что какой-то человек готов к безопасному управлению транспортными средствами.
А у нас система остается старая: человек сдал теорию, практика – я уже сказал, это не экзамен – потом кто-то говорит: да, он все сдал, выдает удостоверение. Человек выезжает на дорогу – попадает в ДТП. Кто несет ответственность? Никто. И вот до тех пор, пока у нас будет работать вот эта система, что никто персональную ответственность не несет за то, что человеку выдал водительское удостоверение, вот до тех пор у нас никак это на безопасность влиять не будет.
— Многие украинские водители сегодня даже таких экзаменов не сдают – просто покупают права…
— Мы делаем первый шаг – меняем билеты, после этого нужно вводить институт независимых экзаменаторов. Это независимые люди, независимые от государства, не полиция, не какие-то там государственные структуры – институт абсолютно независимых людей, которые имеют специальную подготовку, они имеют сертификаты. Именно эти люди принимают экзамены и ставят свою подпись под тем, что человек готов к безопасному управлению. И если этот человек попадает в ДТП, то в первую очередь потом начинают разбираться с этим экзаменатором – что это за экзаменатор и как часто люди, у которых он принимал экзамен, попадают в аварии. И там вплоть до уголовной ответственности. Поэтому человек там никогда не поставит свою подпись, если видит, что кто-то не готов.
— А как быть с агрессивными водителями, которые создают аварийные ситуации на дорогах?
— Во всем мире существуют такие водители, которые склонны к агрессивному стилю вождения или такому, небрежному, бескультурному – как угодно его можно называть. Поэтому, опять же, в этой Директиве есть также и требования к состоянию здоровья – и психофизиологическому в том числе. Речь идет о профпригодности. То есть может ли человек управлять автомобилем или мотоциклом. Психологи, когда будут принимать эти тесты, как раз и определят потенциальную опасность вот этого человека – будет он впоследствии нарушать правила или не будет. В Европе такая система уже отработана, у нас об этом пока только говорят, психофизиологическую экспертизу никто не проводит.
— Насколько велика вероятность, что система у нас будет изменена полностью, по европейской директиве?
— А законопроект 5184, который уже называли Дорожной Конституцией, или Дорожным кодексом, лежит с осени в Верховной Раде. И там все эти моменты абсолютно четко отражены. Пока идет процесс работы в комитетах над этим законопроектом. Но у нас возьмите любую из ветвей власти – абсолютно нигде нет никакой заинтересованности в том, чтоб улучшить ситуацию на дорогах. Нет воли, нет понимания того, что ежедневно порядка 10-15 человек гибнет в ДТП. Нет понимания того, что у нас за годы независимости на дорогах погибло 160 тысяч человек, а свыше миллиона – 1 миллион 400 тысяч – у нас стали инвалидами в результате дорожных аварий. И когда об этом говоришь, отвечают: «пускай полиция работает». Но вопрос безопасности дорожного движения – это комплексный вопрос. Он зависит не только от того, насколько успешно работают правоохранительные органы. Сама полиция никогда не наведет порядок. И вот когда мы говорим о том, что нужно менять систему подготовки водителя, надо менять систему приема экзаменов, надо вводить психофизиологические тесты, — но это ж вопросы не полиции, это вопросы законодательные. Они должны создать законодательное поле, которое будет обеспечивать безопасность всем участникам дорожного движения.