В. Коновалов: «Договор об “открытом небе” несущественно повлияет на стоимость авиабилетов»

В октябре Украина и Европейский Союз подписали соглашение об общем авиационном пространстве или так называемое соглашение об «открытом небе». Событие оказалось долгожданным. Договор был парафирован еще в 2013 году, но не был подписан из-за спора Великобритании и Испании о принадлежности Гибралтара, следовательно, и его аэропорта. Британия вышла из ЕС, и подписание документа стало возможным, в том числе, благодаря этому. Цель этого соглашения – уравнять в некоторых правах украинские и европейские авиакомпании. Считается, что этот документ позволит снизить стоимость авиабилетов в Украине. Что на самом деле может дать украинским пассажирам договор об «открытом небе», в интервью ГолосUA анализирует эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

– Вячеслав, говорят, что договор об «открытом небе» приведет к устранению монополии на рынке украинских авиаперевозок. Можно ли так утверждать?

– Это своего рода авиационный «безвиз». Назовем это так. Другой вопрос в том, что его очень долго сдерживали наши внутренние лоббисты. Давайте скажем прямо, это был Коломойский с МАУ, которым не нужна была лишняя конкуренция. С другой стороны, сдерживала внутренняя бюрократия в Европе. Если вспомнить открытое небо для той же Молдовы, у них это прошло на ура, а для Украины это оказалось жуткой проблемой.

– Почему тогда подписание договора об «открытом небе» стало возможным именно сейчас?

– Так сошлись звезды. Появилась политическая воля. народ решил завершить этот процесс. если вы посмотрите хронологию принятия решения про «открытое небо», каждые полгода что наши, что западные политики заявляли, что вот-вот подпишут. Каждый раз появлялись какие-то политические противостояния. Сейчас все звезды сошлись. В Европе кризис перевозок, и в Украине кризис перевозок. Объемы их растут, но не теми темпами, которыми хотелось бы.

– Это поможет повысить эти темпы?

– Им надо хоть что-то продемонстрировать. Это своего рода пиар. По большому счету, что дает этот авиационный «безвиз». До сих пор у нас были межправительственные соглашения. Мы должны были заключать с каждой из стран Европы межправительственные соглашения, в которых оговаривалось количество направлений из Украины в каждую конкретную страны с конкретной частотой полетов. Если у тебя «открытое небо», то ты согласовываешь слоты в конкретных аэропортах и договариваешься с диспетчерами и хэндлинговыми компаниями на обслуживание рейсов. Так вот проблема в том, что ты попробуй еще этот слот согласуй с аэропортами Европы. Это та самая оговорка. Не всегда можно согласоваться. Да, ты можешь летать, сколько хочешь, но тебе могут предложить очень неудобные слоты, например, рейсы в четыре часа утра. Или скажут: лети не во Франкфурт-на-Майне, а во Франкфурт-Хан, куда летают только лоукостеры.

– Могут появиться какие-то еще препятствия?

– Другие механизмы, барьеры. Цены на внутренние авиаперевозки это не удешевит. Давайте вспомним, когда лет 5-7 назад авиакомпании выдали нашей Госавиаслужбе список из 20 пунктов, которые нужно решить, чтобы снизились цены. Самое простое там – это отмена НДС на внутренних авиалиниях. Если ты летаешь на международных авиарейсах, у тебя нет НДС, а когда на внутренних авиаперевозках, НДС есть. Это самый примитивный пример. Я молчу уже о том, что существует деспотизм заправщиков авиатоплива. В Европе ты можешь заправиться за $500-600 долларов за JET А-1, а у нас хорошо, если заправишься за $800.

– Договор об «открытом небе» поможет снизить цены на авиаперевозки внутри страны?

– Несущественно. Кроме того, не будем забывать о монополизме в аэропортах. Аэропорты жалуются, что государство не дает им возможность снизить цены, потому что там бешеные земельные налоги. Был список из 20 пунктов, и если их решить, можно было серьезно снизить цены. В том же Ryanair, который заходил в страну, говорили, что мы вам привезем 100 миллионов пассажиров привезем туристов, вы только снизьте цены, давайте хотя бы дотировать наши программы, каким-то образом снижать тариф.

– И ничего не получилось?

– Частично. В основном во Львове это получилось и то не до конца. Кроме этого, пытаются развивать региональные аэропорты. Сейчас посольство США последние 2-3 года пытается за счет своих грантов развивать Приазовье – по максимуму открыть аэропорты в Мариуполе, Бердянске, Геническе, дают деньги на инфраструктуру, на обслуживание. Пытаются договориться с Херсоном. Но и у них не все получается. Это все равно что в час по чайной ложке.

– Подписание договора об «открытом небе» трактуется так, что теперь открываются большие возможности для путешествий. Это тоже миф?

– Просто дали возможность. Это то же, что и «безвиз». Вот дали «безвиз» для украинских путешественников, они поехали, но чуда не произошло. Если взять статистику по этому «безвизу», то в год ездят на 10, 15, 20 % больше в зависимости от направления.

– Еще говорят, что после подписания этого договора пассажир будет более защищен. Например, в плане компенсации за некачественную услугу или за срыв рейса. Так ли это?

– Дело в том, что пассажир и сейчас очень сильно защищен. Другой вопрос, что вся суровость законов компенсируется их несоблюдением. Если открыть Воздушный кодекс, в зависимости от дальности перелета компенсация может составить от 200 до 600 евро. Ты имеешь право на все, только пойди в наш суд и защити свои права.

– Когда может заработать договор об открытом небе и какой эффект в сумме он принесет?

– Нужно смотреть в переходные положения. Очень часто такие договора красиво подписываются, а потом выясняется, что оно заработает, скажем, только с 2025 года. Вопрос в том, чтобы была политическая воля это соблюдать. Оно вроде подписано, это замечательно, но как они это будут выполнять, особенно зная нашу Госавиаслужбу. С формальной точки зрения и сейчас можно и компенсации получить за несоблюдение прав пассажиров, и другие права отстоять, но к пассажирам может быть разное отношение.

Читайте также по теме