Начало года и традиционный «мертвый сезон» в экономике на этот раз отличились чередой повышения платы за проезд в маршрутных такси. Так, сначала подорожал проезд по маршрутам в пригороде Киева – причем сразу на 3-5 гривен, затем повышать стоимость начали столичные перевозчики. Подобные тенденции наблюдались и в других населенных пунктах Украины. Стоимость поездок в муниципальном транспорте пока остается стабильной, но как долго это продлится, пока не известно. Маршрутки были и по-прежнему являются одним из самых популярных и удобных для украинцев видом транспорта, поэтому нынешнее подорожание бьет по кошельку большинство украинских семей. ГолосUA обратился к эксперту по вопросам транспортаВячеславу Коновалову, чтобы узнать, почему на самом деле подорожал проезд в маршрутках и когда стоит ожидать повышения на коммунальном транспорте?
— Вячеслав, почему, по-вашему, перевозчики пошли на повышение платы за проезд в маршрутках?
— Потому что правительству сейчас надо каким-то образом повышать доходность и демонстрировать людям: вот, смотрите, мы вытаскиваем из тени очень большой пласт. Но при этом коррупционные схемы-то остаются. Перевозчики говорят: ребята, либо давайте мы будем меньше взяток платить, либо давайте как-то решать. Меньше взяток никто не хочет получать, поэтому чиновники говорят: «да, черт с вами, поднимайте плату! Но по-человечески, немного». Поэтому и видно, что часть компаний подняла тарифы, а часть осталась на старом уровне. Ну, там идет популизм – потому что чиновникам тоже нужно показать, что они что-то сдерживают. Но если же убрать все коррупционные схемы, то, в принципе, тарифы можно даже снижать.
— А как насчет пригородных маршруток? Ведь там подорожали все, причем серьезно…
— В области, там свои группировки, и Саша Лялька (глава Киевской ОГА Александр Горган – ред.) просто продолжает сидеть на этих схемах, но при этом заявляет, что он не может влиять на перевозчиков. Чиновник такого ранга просто обязан мониторить ситуацию, ведь о повышении стоимости проезда на Васильков и т.д. пошла речь еще в ноябре прошлого года. Что мог бы сделать чиновник? Во-первых, заставить Мининфраструктуры (а в его составе есть Укртрансбезопасность с ее 500 инспекторами) провести рейд по маршрутам, чтобы хотя бы просто проверить. Сразу же обнаружится куча нарушений: технически неисправный транспорт, невыдача билетов, водитель слишком уставший, множество историй. И добиться пересмотра тарифа.
— Повышение связано исключительно с тем, что перевозчиков заставляют платить больше налогов?
— Больше налогов, и одновременно – лучше автобусы и еще и инвестиции во что-то. А еще и дай взятку. 30-40% — у кого как. Дело в том, что во многих компаниях акционеры – чиновники горадминистраций или обладминистраций. Опять же, это не афишируется. Я общался с водителем маршрутки, который работает на маршруте Киев-Калиновка, – он откровенно говорит, что у них 30% — это черный нал, который сдается на «крышу». На камеру они это не признают, но говорят откровенно: если убрать эти 30%, то повышать тарифы не нужно.
— Действительно ли новые условия поставили перевозчиков на грань выживания?
— Есть пример дистанции от станции метро «Позняки» до станции «Левобережная», где работают три разных маршрута – один по 4.50 грн возит, второй – по 5, третий – по 6 грн. И все выгодные – разница в конкуренции. А если бы поставили большие автобусы – в полтора раза вместимость его повышается. И более того, многие компании покупают уже такие автобусы. Есть несколько АТП в Киеве, которые втихаря сдают в аренду, и там люди хорошо зарабатывают. Так, что я не сказал бы, что это убыточно. Было бы убыточно, никто б не работал.
— А что касается подорожания проезда в коммунальном транспорте – чиновники заявляют о том, что пока рост сдерживают, но долго ли цены тут будут оставаться стабильными?
— Достаточно поднять концепцию ЕБРР по развитию транспорта Киева: там четко написано, что в Киеве тарифы самые низкие, и одним из условий получения кредитов дальнейших является повышение тарифов. Далее – вспоминаем метрополитен, августовские заявления, что в связи с планируемым повышением стоимости электроэнергии, ожидается повышение тарифов на метрополитен. Пока что забыли об этом, молчим, но если взять отчеты метрополитена – там чистая прибыль. Зачем повышать тарифы? Говорят, что электричество подорожает – ну процентов на 15, а они кричат, что уже надо чуть ли не до 6 грн повышать плату. Явные какие-то манипуляционные схемы идут.
— Какой будет новая цена на проезд в транспорте Киева?
— Они говорят, что 5-6 гривен. Но тогда и маршрутчики скажут: как это так? И тоже повысят плату. Говорили ж про 8 гривен.
— А какой должна быть, по-вашему, оплата в городском транспорте?
— По-моему, надо внедрять западную систему оплаты четко по километражу. Есть научно обоснованная формула, по которой, если длина метрополитена больше 40 км, то фиксированный тариф не оправдывает себя. Либо это будет слишком дорого, и меньше будет пассажиров, что сделает транспорт убыточным, либо это будет слишком низкий тариф, и город вынужден будет датировать. Электронный билет, если он правильно будет внедрен, то он в принципе, будет интересен, потому что тогда будет справедливая оплата. Другой вопрос – как у нас внедряют все новые технологии.