Специально к “Евро-2012” уже с 27 мая на направлении Киев-Харьков будут курсировать две пары суперскоростных корейских поездов “Hyundai”, на направлении Киев-Львов — одна пара. Начиная с июля, «прокатиться с комфортом» можно будет и в Донецк. А в дальнейшем и в Одессу. В декабре, когда состоялось подписание контракта с корейской стороной о поставке в Украину 10 суперскоростных поездов ( сумма контракта около 307 млн. дол. — ред), наша власть пообещала ускорение движения, небольшое повышение цен и разного рода удобства. Теперь оказывается, что цены могут значительно отличаться от заявленных ранее. Помимо цен стало понятно, что существенным неудобством станет и график самих поездов. Чего же еще ожидать с запуском суперскоростных поездов “ГолосUA” поинтересовался у эксперта общественной компании «Евро-патруль» Вячеслава Коновалова.
— Уже сейчас украинцев призывают бойкотировать введение скоростных поездов, поскольку цены будут «не по карману» простому украинцу…
— Действительно скоростные экспрессы “Hyundai” по стоимости перевозок в 1,5-2 раза будут дороже. После введения одного такого поезда 6-7 обыкновенных поездов придется убрать. По-другому — никак. Например, в России такое же было: когда появился суперскоростной поезд Москва-Санкт-Петербург, надо было убирать другие. Нам этой проблемы тоже не избежать.
В скоростных экспрессах “Hyundai”, скорее всего, половины льгот не будет. Ведь сегодня в простых электричках ездит более половины льготников. Перед местной властью остро встал вопрос компенсации этих льгот — у нас больше 2 десятков льготных категорий..! А никто за это платить не хочет. Надо честно признаться, что местные власти не в состоянии финансировать перевозки льготников, Пенсионный фонд — компенсировать перевозки пассажиров. Минобразования — хронически недофинансирует перевозки студентов. />
— Можно предположить, что “Hyundai” запустили, чтобы убрать всех льготников?
— Абсолютно не исключаю, что для этого. Если говорить еще о проблемах, много не состыковок касательно времени нахождения поезда в пути. В среднем, по всем маршрутам на Львов, Харьков и Донецк время в пути увеличилось по сравнению с прошлым годом на 30-40 минут.
К тому же, чтобы более-менее охватить Украину, надо около 90 таких поездов. Сейчас предполагается поставка 10 поездов “Hyundai”, 2 поездов “Skoda” и 2 поездов Крюковского вагоностроительного завода. Здесь тоже есть много вопросов по поводу качества и стоимости. Потому что Крюковские поезда сравнительно дешевле, чем “Hyundai”. Другое дело, что они не могут развивать такую же скорость в пути. Но если взять стоимость контракта с “Hyundai”, можно было за эти деньги серьезно решить проблему перевозок с ночными поездами. Ведь если в советские времена для перевозок пассажиров задействовалось до 9 тысяч вагонов, в этом году их количество сократилось до 4,5 тысяч. Так что закрыть проблему нехватки поездов десятью «Hyundai” физически невозможно.
— На реконструкцию путей для запуска суперскоростных поездов на направлениях Львов-Киев-Харьков-Донецк уже потратили более 3 миллиардов гривен. Неужели теперь поезда смогут развивать скорость до 200 км/час и больше?
— Нет, так не получится. Наши дороги проектировались с таким расчетом, что радиус поворотов у них максимум 1,5 километра. А для скоростей 160-180 км/час надо, чтобы радиус поворота был хотя бы 2 километра. То есть, надо перестраивать большинство линий. А это очень большие деньги — около 1,5 -2 миллионов долларов за километр дороги. Поэтому по-настоящему скоростное движение вряд ли будет. К примеру, чтобы поезд мог развивать скорость до 250-300 км/час, как в Европе, нужно строить отдельную скоростную линию.