Ольга Черненко
07:01 22/01/2013

В. Коновалов: «Из-за «Аэросвита» восстанавливать доверие пассажиров к украинской авиации придется несколько лет»

Какую компенсацию из-за коллапса компании «Аэросвит» смогут получить пострадавшие пассажиры? Как данная ситуация может повлиять на украинскую авиацию в целом? Об этом – наша “ГолосUA»  рассказал эксперт общественной компании «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов.

— Сначала в СМИ прошла информация о том, что после заявлений о банкротстве авиакомпании «Аэросвит» ее владелец Игорь Коломойский стал совладельцем MAУ. Потом начали говорить, что это все выдумки…

— Дело в том, что есть множество косвенных фактов, которые об этом свидетельствуют. Во-первых, две авиакомпании «Аэросвит» и МАУ длительное время конкурировали между собой. Вдруг неожиданно в начале прошлого года они начинают дружить. Не всякие компании на Западе так сотрудничают, как они начали.  Там если так компании начинают дружить – это означает или поглощение одной компании другой или альянс.

Второй фактор – это переход персонала, топ-менеджеров, пилотов из «Аэросвита» в MAУ. Можно это объяснить рыночными факторами, тем, что в МАУ зарплаты побольше. Но насколько я знаю, серьезных увеличений там нет. Передача без всяких конкурсов рейсов из «Аэросвита» в MAУтоже заставляет задуматься… К тому же, никто внятно не говорит, откуда у «Аэросвита»  взялся долг (более $ 4миллиардов – ред.)? Более чем уверен, что в ближайшее время может быть объявлено о банкротстве еще одной структуры Коломойского – «Днеправиа».  Там скандал будет покрупнее. Поскольку в «Днеправиа» входит аэропорт Днепропетровска. А это коррупционная составляющая. Поскольку аэропорт не может входить в состав авиакомпании. Ведь это снижает конкуренцию. А там шлейф долгов с начала 2000-х годов. И сейчас это все тоже может вылезти… А под шумок аэропорт кто-то приберет к рукам.

— Почему в этой ситуации с «Аэросвитом» Госавиаслужба не отреагировала оперативно?

— Потому что здесь либо сговор, либо свидетельство о профнепригодности. Поскольку согласно Воздушному кодексу Госавиаслужбаобязана реагировать на подобную ситуацию оперативно.

— Как вы думаете, насколько реально, что пострадавшие пассажиры получат компенсацию через суд? И о каких суммах идет речь?

— Есть схема, где от 125 до 600 евро каждый пассажир должен получить  компенсации. Это не считая самой стоимости авиаперелета. Около 2 тысяч человек уже подали заявки. К тому же,  Госавиаслужба может оштрафовать компанию, если она не выполняет обязательства. Но что мы видим? Госавиаслужба «хлопает глазами» и рассказывает о горячей линии. А оказывается, что это на самом деле горячая линия «Аэросвита». Поэтому здесь тоже есть вопрос…

— Какой ущерб понесет украинская авиация из-за ситуации с «Аэросвитом»?

— Мы попытались подсчитать общие убытки Украины от ситуации с «Аэросвитом». Здесь имеются в виду убытки  туристических компании, авиакомпаний… До конца подсчитать, конечно, невозможно, поскольку еще не все иски предъявлены. Но у нас уже получается  – около 10 миллионов долларов. А дальше идет следующая составляющая – это репетиционные риски, которые должны будут нести наши авиакомпании. Потому что сейчас в обществе из-за этого нелепого поведения «Аэросвита» и Госавиаслужбы существует страх к украинской авиации. Люди говорят «я буду лететь  чем угодно и переплачивать, но не дай Бог свяжусь с украинскими авиалиниями!». Это риски всей индустрии  (авиационной, туристической ). Они обойдутся где-то в 50 миллионов долларов.  На восстановление доверия уйдет несколько лет.  И это только в том случае, если будет проделана серьезная работа: реклама, улучшение сервиса, всевозможные акции, создание дополнительного информационного продукта. Лишь тогда пассажиров можно будет вернуть…

Читайте также по теме