8 февраля в Киеве резко ухудшилась погода: температура воздуха снизилась, и начались снегопады. Интенсивность осадков и неэффективная работа коммунальщиков со снегоуборочной техникой в столице привела к транспортному коллапсу: город сковали автомобильные пробки. Чтобы понять, как эту ситуацию разрешить, нужно анализировать комплекс факторов. Об этом в интервью ГолосUA сообщил эксперт общественной кампании «ЕвроПатруль» Вячеслав Коновалов.
— Вячеслав, в последние дни на дорогах Киева из-за снегопада произошел транспортный коллапс. Что могло стать причиной сложной ситуации на дорогах?
— Я думаю, вопрос в эффективности использования снегоуборочной техники. Я часто привожу пример для оценки работы техники во время снегопада: я нашел старый журнал 1988 года, где говорилось, что на уборку снега в Киеве брошено 300 единиц техники.
В феврале 2021 года, по официальным данным, на дороги Киева выведено 447 единиц. При этом на балансе «Киевавтодора» около 300 единиц. Я думаю, в эту статистику КГГА включила весь транспорт, который можно хоть как-то использовать для уборки снега, а не только ту, которая снегоуборочная.
Я допускаю, что в эти 447 единиц якобы снегоуборочной техники включили транспорт, который взяли у частных компаний, у «Киевавтодора», у всех, кто мог поделиться транспортом. Плюс к этому надо понимать, что на результат влияет эффективность использования техники. Я видел и не раз, как по дороге в ряд идут 4-6 машин, убирающих снег. Зачем в одном месте столько снегоуборочной техники? Поэтому у меня вывод один: это делается для освоения бюджета – это деньги, выделенные из столичного бюджета на бензин, запчасти, зарплату работникам и другие ресурсы.
Более того, у меня есть основания полагать, что вот эти группы снегоуборочной техники, которые расчищают снег на одном участке, делают это не везде, а точечно: возле райадминистраций, возле зданий органов государственной власти. То есть чистят снег там, где эту работу увидят власть имущие.
— Вячеслав, как вы оцениваете запрет для фур въезжать в Киев во время снегопада? Я полагаю, что фуры даже на обочине занимают достаточно много места и мешают проезду остального транспорта. Как вы это оцениваете?
— Я думаю, фуры занимают минимум 1 полосу проезжей части. Потому что на обочине лежал большой слой снега, фуры не могли стоять на обочине, они бы там завязли в снегу. Поэтому они стояли на крайней правой полосе проезжей части. Если полосы три, то остается две для остального транспорта. Как хочешь, так и едь.
— В предварительной беседе вы говорили, что еще несколько лет назад в Министерстве транспорта предлагали построить несколько больших площадок на въезде в Киев, больших таких парковок, чтобы фуры в период вот таких снегопадов там могли стоять и не мешать другому транспорту. Сейчас об этой идее забыли?
— Эти площадки, отстойники для фур пригодились бы и летом, когда слишком жарко и фуры также днем в город не пускают. Поэтому летом и зимой водителям фур остается только припарковать их на обочине или, в случае снегопада, на проезжей части под Киевом.
Сейчас, как я знаю, эта идея с такими парковками даже не развивается и не обсуждается транспортниками. Насколько же я помню, планировалось создать 200-300 таких мест для крупногабаритных грузовиков, фур.
Недавно я и мои коллеги из «Евро Патруля» проверяли, построены ли хоть какие-то площадки для парковок фур под Киевом. Оказалось, что на деле таких площадок не более десятка, но также по документам парковками для фур указаны площадки возле АЗС, парковки возле ресторанов, парковки возле гостиниц, еще какие-то мелкие парковки в отдалении от Киева.
— Как вы оцениваете работу дворников в столичных дворах и на тротуарах во время снегопада? В соцсетях киевляне жаловались, что снег был во многих местах не расчищен. Каковы ваши впечатления?
— Насколько я помню законодательство еще советского времени, регулирующее работу дворников ЖЭКа, то дворник должен был обеспечить безопасный проход жильцам от подъезда к дороге. Я полагаю, что сегодня должностные обязанности дворников во многом зависят от того, как им поставят задачу. При этом есть ряд постановлений Кабмина, где написано, что дворник обязан убирать не только прилегающую к подъезду территорию, но и всю придомовую. Что такое придомовая территория официально у конкретного дома, зависит от документов на эту территорию, и размер этой территории — вопрос спорный. Но я уверен: дворников никто не освобождал от обязанности раскопать проезд от мест стоянки автомобилей у дома к дороге, чтобы водители могли не забуксовать в сугробе и безопасно выехать за пределы двора. Поэтому жильцы должны в ЖЭКе спросить, почему эту работу по уборке снега выполняют сами жильцы.
Во время снегопада были неединичные случаи, когда киевляне сами раскапывали снег, чтобы автомобиль мог выехать. Мой знакомый, который живет на Позняках, на этот случай держит в багажнике 3 лопаты – одну брал сам и еще просил двух соседей помочь.
— Вячеслав, что вы думаете о качестве уборки снега на тротуарах и возле остановок общественного транспорта в Киеве в эти дни?
— Эти участки на балансе у разных организаций – коммунальных, ОСББ, частных структур, у которых возле остановок и тротуаров есть прилегающая территория, которая также является частью тротуара. Они обязаны ее убирать, и я даже помню, что вводились штрафы, если снег там не убирался. Видимо, в этот раз убрали снег пару раз, а потом нападало еще, и частники решили, что больше убирать не будут. То есть сначала надо выяснить, чья это территория, и потом разбираться, кто виноват.
— Как вы оцениваете очистку проезжей части от снега?
— Очистка снега должна начинаться не позже, чем через 30 минут после начала снегопада. Если же на проезжей части образуется слой снега и его не убирают, он покрывается льдом и может стать точкой аварийной ситуации, это ответственность «Киевавтодора». Поэтому когда я вижу просьбы КГГА к киевлянам временно пересесть из автомобилей в общественный транспорт, чтобы снизить плотность транспорта на дорогах, это надо воспринимать, как попытку провести с населением аутотренинг. Фактически такими заявлениями КГГА расписывается в том, что работа «Киевавтодора» не выполнена.
Хочу еще добавить. Я изучал авиационную экономику. В этой дисциплине есть понятие «коэффициент сцепления взлетно-посадочной полосы и шасси». Если в снегопад этот коэффициент ниже определенного уровня, то аэродром просто закрывают. При низком коэффициенте самолетам не разрешают в снегопады приземляться на скользкую поверхность, потому что может быть авария, и это опасно. Но на дорогах в Киеве зимой вполне может быть и снежно, и скользко.
— Вячеслав, вы упомянули тему плотности транспорта на дорогах Киева…
— Да, Киев разрастается, и транспорта тут лет за 10 стало раз в пять больше. Но я думаю, что ситуацию на дорогах можно улучшать. Каждый год КГГА заявляет, что закупит сотни единиц снегоуборочной техники. И когда идет снег, где эта техника? Возвращаюсь к началу нашего интервью: в 1988 году в Киеве убирали снег 300 единиц спецтехники. В 2021-м году это 447 единиц. Вывод такой: или техники мало, или используют ее неэффективно.