В. Коновалов: «Каждая маршрутка в Киеве ежедневно платит «откат» от 800 до 1000 гривен»

Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подсчитала, что уровень коррупции в Украине в этом году вырос до 73%. Этот показатель  у нас в 3 раза выше общемирового. О коррупции в сфере  пассажирских перевозок в столице и Киевской области корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.

-Вячеслав, какие откаты сегодня платит  каждая маршрутка за так называемую «крышу»?

-Ни для кого не секрет, что с каждой маршрутки раньше отдавали на так называемую «крышу», чтобы  маршрутчиков не трогали,  в зависимости от маршрута от 400 до 500 грн, из-за чего была  забастовка 2017 года. Губернатор Киевской области Александр  Лялька (теперь он Горган, поменял фамилию)  остановил все процессы реформ на рынке пассажирских перевозок. За полгода до его назначения  пытались вывести из нелегального оборота  этот рынок пассажирских перевозок. Пошли реформы, пытались создать некое муниципальное или немуниципальное   подразделение, которые бы  упростило бы работу маршрутов в Киевской области. Губернатор пришел в октябре 2016 года, и все, «зарубили» все реформы. 

— Тарифы на «крышу» остались такими же?

— Нет. Тут же  повысились тарифы на нелегальные поборы. Оборот маршрутки где-то от 2,5 до 3,5 тыс. грн в сутки – это общий доход. Из этих  денег сегодня   800 грн  надо отдавать на «крышу».  Говорят, что сейчас, в связи с повышением тарифов,  нелегальные поборы будут достигать уже 1000 грн.  То есть, нелегальная составляющая из 2,5 тыс. грн  будет составлять 1000 грн.

-Но перевозчик  в убыток себе работать не будет…

-Естественно. Перевозчик себе в убыток работать не будет, сколько бы он не «скулил» об убытках. Почему они не продают  билетов?  Была такая примитивная договоренность, что, мол, вы не обращаете внимание  на наши нарушения, а у нас нелегальный оборот денег, а мы тогда, соответственно, вам платим откат.  Пошла разнонаправленная тенденция – пытаются вытащить из тени перевозчиков и в то же  время требуют откаты.  Таков «интимный» диссонанс получается.  Вы либо «в белую» хотите работать, но тогда никаких откатов быть не должно, либо  оставайтесь в тени и платите откаты…  Почему в «Укртрансбезпеке»  столько народу  уже уволили, которых ловили на этих  взятках?!   И толку никакого. Надо понимать, что это очень большие деньги  — 2 млрд грн в год.

— Наверняка после повышение проезда в столице сразу повысят тарифы и маршрутки в Киевской области?

-Несомненно.  Маршрутчики ничтоже сумняшеся просто повышают цены на проезд и все, не хотите – не едьте.  Но, правда, там, где массовые направления – например, Вишневое, Борисполь, есть хоть какая-то конкуренция. Они вынуждены себя сдерживать.  А там, где одна маршрутка едет (к примеру, в Глеваху) и всё,  конкуренции нет. Раньше там три маршрутки было, сейчас осталось две, уже конкуренции меньше, и  цена проезда соответственно подросла – раньше 13 грн было, сейчас 20 грн.

-Проезд в столице подорожал в два раза, пригородные маршруты, наверное, тоже поднимут цены…

-Безусловно. Людям деваться некуда. На дачу все равно надо ехать.  Выбрали высокий сезон, когда всем надо ехать, людям надо собирать урожай и ехать на свои дачные участки. Киевляне вынуждены платить  за коррупционные схемы чиновников. Пассажиров в столице, что называются, пытаются «нагнуть». Накануне выборов нужен «черный нал», а общественный транспорт находится  именно «в черном нале». 2 млрд грн черного нала  собирают в год только в Киевской области. Билетов никто не выдает. С учетом повышения тарифов все маршрутки соответственно повысят цены. Поэтому оборот «черного нала» в Киевской области будут достигать 3-4 млрд грн в год.

-Люди бастуют против повышения цен на проезд?

— Помнится, в прошлом  году было две забастовки против повышения цен на проезд —  в январе, феврале, марте.  Рабочую группу создавали по  расследованию, только  выводов  было 30 страниц. Вначале пассажиры  перекрывали движение маршруток, потом перекрывали движение уже  машрутчики, потому что  губернатор Киевской области Александр Лялька (Горган) начал закручивать гайки,  начал отжимать маршруты под своих перевозчиков.  Тогда уже перевозчики начали бастовать под обладминистрацией.  Когда читаешь официальные отчеты,  как отчитываются перевозчики,  что они перевозят всего 8 человек по маршруту Киев – Вишневое, удивляешься. Вы видели эти забитые маршрутки?! Люди там просто висят на одной ноге.  Официально в отчете пишут – 8-12 человек.   Ребята, вы сами себе верите?

-Как бороться с этим теневым рынком?

-На самом деле должна быть политическая воля. И, во-вторых,  перевозчикам надо просто выполнять свои функции.  Не надо издавать никаких указов, приказов и законов. «Укртрансбезпека» имеет полномочия проверять нелегальных перевозчиков. Не выдал билет – можно оштрафовать.

-Почему до сих пор не вводят электронный билет?

— Электронный билет не вводят, потому что сразу будет видно все обороты.  В Киеве около тысячи маршруток КП «Киевпастранс»  плюс там еще где-то 250 автобусов выпускают, хотя  у них расписано то ли 500, то ли 600 автобусов, сколько-то сотен троллейбусов. Так вы хотя бы у себя наведите порядок. Это классическая история  по поводу функций, полномочий. Например, «Укртрансбезпека» имеет право проверять маршрутки. Так,  в 2016 году весь Киев был заклеен рекламой маршруток из Киева на Крым. И это нелегально, это запрещено. Министр инфраструктуры тогда нам на камеру сказал по этому поводу: «Возьмем эту рекламу и наклеим на заднее место начальнику «Укртрансбезпеки» и заставим его так ходить,  пока  он не решит проблему с этими нелегалами». А до этого «Укртрансбезпека» мне рассказывала, что у них нет полномочий, что у них либерализация,  что у них запрет на проверки и еще что-то такое.  

-Неужели рейдовые проверки отменили?

-Нет, рейдовые проверки никто не отменял.  Поэтому, согласно поговорке, еж – птица гордая, не пнешь – не полетит, мы заставили министра, а потом  министр заставил ведомство провести рейды. Такая  же история и сейчас. Опять же,  официально «Укртрансбезпека» должна проверять  маршрутки. Когда в апреле отвалилось колесо у маршрутки,  был приказ, что будем проверять маршрутки, «Укртрансбезпека» справилась, выгнали  полицию. В мае-июне полиция как раз ездила, останавливала маршрутки, проверяла – именно полиция. То есть, когда хотят, у них все полномочия есть.  Но этот нелегальный оборот  — 2 млрд грн в год —  они  вообще в упор не видят.

 

 

 

Читайте также по теме