В. Коновалов: «Локдаун в Киеве создает транспортный коллапс»

С 5 апреля в Киеве введен локдаун. Общественный транспорт, в том числе метрополитен, остался работать, но с ограничениями. Он доступен только по специальным пропускам, которые выдаются сотрудникам наиболее важных для функционирования города отраслей. К чему приведут нововведения на киевском транспорте, в интервью ГолосUA анализирует эксперт общественной организации «Европатруль» Вячеслав Коновалов.

– Вячеслав, общественный транспорт в Киеве работает с ограничениями, доступен только по спецпропускам. Как Вы думаете, что это принесет для транспорта и для пассажиров?

– Для пассажиров – дискомфорт, во-первых. Во-вторых, ввели ограничения, но не смогли обеспечить соблюдение дистанции. То же метро по спецпропускам, тут же возникли пробки на входе. Они пытаются принимать противоэпидемиологические меры и в то же время создают неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию на входе. Люди же стоят, толпятся, протесты устраивают. Какая там социальная дистанция?

– Никакой.

– Вот именно. И не смогли толком это все обеспечить, организовать. Ну хорошо, создайте тогда хоть какую-то альтернативу. Если в метро не пускаете, сделайте дублирующие маршруты на общественный наземный транспорт. Так у них подвижного состава нет. В АТП № 7 200 автобусов стоит под забором не ремонтируемые. Это половина парка «Киевпасстранса» между прочим.

– Вы думаете, что нужно было создать маршруты, которые бы дублировали маршрут метрополитена?

– Да, можно было бы. Чтобы его разгрузить. Либо так называемые засылочные поезда, чтобы была побольше частота поездок, чтобы была социальная дистанция. Так у них парка не хватает! Они заявляют, что у них 800-850 вагонов метро, но не секрет, что в рекламных релизах, которые выдаются рекламным агентствам, они честно признаются, что у них только 600 вагонов из 850. Это говорит о том, что просто физически нет подвижного состава. Все эти заявления о покупке ста автобусов, 150 троллейбусов и еще что-то такое, звучат из года в год, и по итогам года выясняется, что купили 30 автобусов.

– Если бы значительно увеличили количество подвижного состава, так и карантин тогда не нужен. Все бы соблюдали дистанцию, поскольку чаще ходит транспорт и в нем поменьше людей.

– Да. Социальная дистанция соблюдается.

– Утром, 5 апреля, в первый день нового локдауна в Киеве значительно взлетели цены на такси. Проехать с одного конца города в другой стоило 500-600 гривен, из окраины в центр – 250-300. В службе такси сказали, что такие цены выставляет автоматическая система из-за большого спроса на такси. Как Вы оцениваете такой дисбаланс, когда в метро и трамваях сейчас пусто, зато забиты такси?

– Люди ищут любые варианты. Это естественная ситуация, спекулятивная, так сказать. Пытаются нажиться на бестолковости властей, назовем это так. То есть когда чиновники, мягко говоря, не подготовились, то все частники взяли под козырек и зарабатывают. Более того, вполне возможно, что это был сговор чиновников с участием служб такси.

– То есть не все можно в этом объяснить автоматической системой тарификации?

– Да. Они просто знали, что так будет. Любой экономист вам скажет, что есть система прогнозирования, и ты понимаешь, что будет, как будет приблизительно, и как сделать так, чтобы люди платили больше.

– Называлась цифра, что спецпропуска на общественный транспорт получат 400 тысяч киевлян. Насколько это большое количество пассажиров и выгодно ли транспорту работать с таким количеством пассажиров?

– Не секрет, что в Киеве больше 5 миллионов человек.

– По официальным данным 2,9.

– 2,9 – это было еще в 90-х годах. Другой вопрос, что есть официально зарегистрированные люди, а если взять пассажиропоток того же метро, то в сутки он перевозит больше миллиона. Это только метрополитен. Понятно, что люди ездят по несколько раз, но все равно только один метрополитен больше миллиона. Я уже молчу про частный транспорт, про маршрутки и так далее. В Киеве больше 5 миллионов человек, с пригородами еще больше.

– И на фоне такого населения цифра в 400 тысяч пассажиров говорит о том, что в ближайшее время транспорт будет работать себе в убыток?

– Это будет коллапс. Тут еще проблема такого рода, что ты попробуй еще получи этот пропуск. Потому что там очередь на получение этого пропуска. А что делать до этого? Не пешком же идти с левого берега на правый.

– В чем может заключаться этот коллапс?

– Все так называемые «подснежники» выедут на дороги. Все возможные машины. Будут пробки. Машин станет очень много. Некоторые начнут и подрабатывать этим.

– То есть повысится автомобилизация в Киеве?

– А как по-другому. Опять же контроль трафика. Сколько говорилось, что у нас все время повышаются штрафы, а кто контролирует загруженность города? «Укртрансбезопасность» и полиция по идее. У «Укртрансбезопасности» небольшой штат, в полиции вообще игнорируют этот вопрос.

– То есть 400 тысяч – совершенно небольшое количество для Киева?

– Это мало. Хотя бы в 2-3 раза больше. Если кому-то не достанется пропуск, люди сейчас и пешком будут ходить.

– Не будет ли локдаун хорошим поводом для повышения стоимости проезда в общественном транспорте?

– Будет. Об этом говорилось еще в 2017 году. Они сейчас поднимут этот вопрос. Будет еще один фактор. Начнут оптимизировать персонал. Начнутся массовые увольнения людей, причем не только на транспорте, а вообще на предприятиях. Начнут максимально сокращать персонал, увольнять под предлогом того, что они не могут добраться до работы. Это уже пошло. По крайней мере, я это вижу по своему окружению. Все признаются, что просят уходить на «удаленку», а если нет возможности туда уйти, то нужно ездить на такси. Например, уже на «Арсенале» начали увольнять людей под предлогом того, что они не могут добраться на работу, хотя это стратегическое предприятие, которое производит системы наведения для баллистических ракет. Уволили более десяти человек ведущих инженеров-конструкторов.

– Получается, что транспортные ограничения бьют по занятости.

– Да. Они очень сильно бьют по предприятиям. Поэтому тут будет мультипликативный эффект в этом отношении.

– Раньше о повышении тарифов на проезд говорили частные перевозчики. Теперь может дойти дело и до коммунальных?

– О горизонте в 10-12 гривен говорят давно. Теперь вопрос, как они это реализуют. Например, от метро «Харьковская» до метро «Левобережная» ходит 5-6 разных маршруток. Они между собой конкурируют. Почему-то одни могут возить по 7 гривен, другие по 8. При этом подвижной состав один и тот же, но возникает вопрос, как они себестоимость высчитывают. В организации «Европатруль» мы провели расчеты. Сколько расходует топлива «Богдан» на 100 километров? От 20 до 30 литров в зависимости от режима эксплуатации. Разделите это на 10, имеется в виду плечо маршрута, и на 50 пассажиров на маршруте. У вас получится себестоимость где-то 5 гривен. Что бы они не рассказывали, что топливо подорожало, запчасти, курс доллара пошел вверх, но как мы не считали, себестоимость перевозки пассажира – 5 гривен.

– А все-таки, будет ли локдаун способствовать повышению тарифов?

– Да, это повод. Им просто хочется очень сильно денег. Водители рассказывали, что у них была неформальная такса. 400 гривен в сутки они отдавали на «крышу» за то, что талончики не выдают и так далее. Сейчас на некоторых маршрутах эта неформальная такса от 600 до 1000 гривен с каждой маршрутки они обязаны отдавать, чтобы их никто не трогал.

 

Читайте также по теме