28 сентября может стартовать забастовка водителей КП «Киевпастранса» — людям не выплатили зарплату за август. «Поскольку на предприятии работают целыми семьями, остаются фактически без средств к существованию. Некоторые сидят на шее у жен. А ведь сейчас дети в школу пошли, это дополнительные траты», — рассказал водитель Владимир. В администрации КП «Киевпастранса» пообещали выплатить зарплаты до конца текущей недели. О том, почему в коммунальном предприятии столицы возник очередной конфликт по поводу выплаты зарплат, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта по вопросам транспорта Вячеслава Коновалова.
— Вячеслав, почему в «Киевпастрансе» периодически возникают проблемы с выплатой зарплат?
— По вине руководства. Достаточно вспомнить заявление главы «Киевпастранса» господина Майзеля, что как только поднимут тарифы на проезд — сразу решится много проблем. Однако они как были, так и продолжают существовать.
В частности, проблема с техническим обслуживанием подвижного состава. А также то, что половина подвижного состава «Киевпастранса», автобусов и троллейбусов, стоит «под забором», на приколе. Чисто косметически ее пытались решить — перевели простаивающий транспорт в старый парк на ул. Бориспольскую. С глаз долой, так сказать.
При этом, опять стали опять рассуждать, что неплохо было бы поднять тарифы. Но ничего этого не делается, чтобы решить проблемы самого предприятия. Звучат одни популистские заявления.
— Как руководство предприятия собирается сделать «Киевпастранс» эффективным?
— Руководство «Киевпастранса» опять предлагает поднять тарифы, обещая только после этого что-нибудь решить с существующими проблемами. Но после предыдущего роста цен на проезд так ничего и не сделано…
А сейчас рассказывают, что нужно создать новую концепцию развития транспортной инфраструктуры Киева. На самом деле это обсуждается уже последние двадцать лет, каждый новый чиновник «кивает» на «попередников», потом говорит о временных трудностях, затем уходит в отставку. И все повторяется снова и снова — звучат слова о том, что нужно рассчитать, сколько троллейбусов и автобусов нужно столице, кто это будет финансировать. Хотя вопрос только в том, чтобы поднять эффективность использования транспорта — чтобы он приносил реальные деньги.
— Почему частные перевозчики могут работать в действующем режиме, а государственное предприятие — нет?
— Да, госпредприятие только наращивает долги из-за проблем с менеджментом. Уже и новая власть пришла, но ничего не изменилась. На бывшего главу «Киевпастранса» даже завели уголовное дело, год прошел, а результатов никаких.
— Куда направляются средства от повышенных тарифов?
— В теневые схемы. Не раз звучали заявления водителей о том, что существует целая схема поборов с водителей маршруток, принадлежащих «Киевпастрансу». До сих прокуратура в этом не разобралась.
Возникают и вовсе патовые ситуации, когда водители больших автобусов, троллейбусов вынуждены за свои средства покупать запчасти, чтобы выходить на маршруты. Служба техподдержки, якобы, не имеет возможности ремонтировать машины своего парка, поэтому троллейбусам и автобусами практически никто не занимается, за исключением каких-то совсем уж катастрофических поломок. Достаточно вспомнить, как возле Владимирского собора сгорел троллейбус — только в таком случае что-то делается.
— Откуда у водителей, не получающих зарплату, деньги на запчасти?
— Их ставят перед фактом — хочешь работать, ремонтируй машину. Не хочешь — сиди на «минималке» и жди, когда автобус или троллейбус починят. А на рейсе они могут договориться с кондукторами, которые им «отстегивают», чтобы хоть как-то выжить, получить 5-6 тыс. грн. в мес. Иначе весь заработок — тысячи две.
— Можно ли ожидать нового повышения цен на проезд в трамваях и троллейбусах?
— Да, об этом уже открыто сейчас заговорили. Но это произойдет, скорее всего, после выборов. Как повысят тарифы, сейчас обсуждают. Решают видимо, как сделать так, чтобы народ не очень возмущался.
Всю эту систему нужно менять принципиально: создать справедливую систему тарифов: сколько проехал, столько и заплатил. Сделать «минималку» в 1,5 грн. за первые полчаса проезда, а потом каждые 10 мн. — по 50 коп. Но в наземном транспорте уже год не могут внедрить электронный билет, чтобы это стало возможным. Глава транспортного департамента рассказывает «сказки» о переносе тендера, все что-то у них там не получается…