Карина Акопян
07:00 13/06/2017

В.Коновалов: «Ryanаir уже продает билеты, а соглашения об открытом небе с ЕС еще нет»

С приходом безвизового режима, все потенциальные украинские туристы надеются на то, что им удастся летать чаще и дешевле. Переговоры с лоукостом Ryanair близятся к завершению, однако существует масса проблем, которые еще предстоит урегулировать как украинскому правительству, так и руководству аэропортов. Какие на самом деле баталии развернулись вокруг «дешевого билета», ГолосUA разузнал у эксперта общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслава Коновалова. 

Вячеслав, как известно Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил о том, что работа с ирландским лоукостом Ryanair практически завершена. В то же время, он не исключает возможные риски, которые могут помешать авиакомпании выйти на украинский рынок. О чем идет речь?

— С самого начала это была авантюра со стороны министра. Ему нужен был пиар, соответственно его цель – любой ценой привести в Украину лоукосты. В то же время, авиакомпания Ryanair выдвигает аэропортам свои условия, которые необходимо принять для функционирования этого перевозчика. Ryanair сразу же потребовал сумасшедшие скидки на аэропортовое обслуживание, что сделать будет крайне трудно. То, что сейчас идет речь о снижении аэропортового сбора до 7,5 долларов – это хорошо, но ведь кроме 17 долларов стандартного сбора, у нас есть 2 доллара на развитие нашей авиации, 2-3 доллара на авиационную безопасность. То есть в сумме сбор превышает 20 долларов. Также существуют сборы с авиакомпаний, которые косвенно входят в тариф, в частности, сбор за взлет-посадку, стоянку, наземное обслуживание и прочее. И тут, опять-таки, Ryanair требует глобальные скидки. Но попробовал бы отечественный авиаперевозчик поставить такие условия – его бы даже слушать не стали.

Должен отметить, что у нас до сих пор нет соглашения об открытом небе с Европой. Продажа билетов на рейсы лоукоста уже стартовала, однако, например, с Голландией мы до сих пор не договорились. Согласно такому межправительственному соглашению, каждая страна заявляет по одному перевозчику. С нашей стороны уже есть МАУ, со стороны Европы Air-France-KLM, поэтому Ryanair сюда никак не вписывается. Это является поводом для уголовного дела: а на каком основании началась продажа, если никаких соглашений нет?

— И как быть руководству аэропорта «Борисполь» в такой ситуации?

— Руководству аэропорта сейчас придется сесть на «шпагат». С одной стороны ему необходимо выполнить требования министра инфраструктуры, но, в то же  время, не попасть под пресс прокуратуры за то, что не выполнил финансовый план, допустил снижение доходов аэропорта. Нужно еще понимать, что авиакомпания Ryanair заходит в Украину не совсем в своем амплуа. В идеале самолеты этой авиакомпании должны летать практически ежечасно. В нашем же случае, мы имеем всего пару десятков рейсов в неделю. Другой вопрос, почему так – дело в том, что самым дорогим в обслуживании лоукост-самолетов является длительная стоянка. У них специфика такова, что самолет должен все время находиться в воздухе. Но пока еще аэропорт «Борисполь» так и не смог обеспечить время «разворота» (процесс  высадки и оперативной посадки в самолет следующих пассажиров – Авт.) с нужной им скоростью.

— Существуют ли еще какие-то особенности обслуживания таких авиакомпаний?

— Да, в частности тот факт, что пассажиры добираются до самолетов пешком, а не через телескопический трап или же автобусом, как мы привыкли. Как технически это сделать в аэропорту «Борисполь» – это большой вопрос. В основном в терминале «D» с этим проблемы, в законсервированном сейчас терминале «F» это вполне возможно, но там нужно обеспечить 15 рейсов в сутки, чтобы это неким образом окупилось. Но мы имеем по факту всего 2 рейса Ryanair в сутки.

 — Владимир Омелян предполагал, что терминал «F» аэропорта «Борисполь», вероятно, «расконсервируют» для лоукостов…

— В таком случае, кроме Ryanair, в перспективе речь будет идти еще о каких-то авиакомпаниях. Но с другой стороны, нужно понимать, что другие не лоукост- авиакомпании могут также потянуться за скидками и уйти из терминала «D». В результате, все «перебегут» на обслуживание подешевле, и у аэропорта сразу же образуется финансовый провал. Поэтому повторюсь, руководству аэропорта будет очень не просто.  

 —  Аэропорт пойдет на уступки? 

— Аэропорт уже пошел на уступки. Вопрос в том, что нет никаких подписанных документов. На словах все очень неплохо, системы скидок разработаны. Но когда речь идет о конкретных приказах – они «находятся на согласовании». И если эти документы не будут согласованы, тогда уже будут проблемы. 

— Если сравнить авиационное обслуживание в европейских странах, в Украине оно самое дорогое. В чем причина?

— Причиной является коррупционная составляющая. У нас хотят и взятки получать, и деньги зарабатывать, а также не терять форму перед правительством. Не нужно далеко заглядывать. У нас в аэропорту кофе стоит в среднем 60 гривен, самый дешевый бутерброд приблизительно столько же. Если по европейским меркам это нормально, то по нашим – это дорого. А почему так? Потому что аэропорт хоть и управляет этими сервисами, но средства идут в фонд госимущества. А там люди тоже хотят зарабатывать. Например, стоимость аренды одного квадратного метра в аэропорту обойдется в 200 долларов в месяц, и это не предел. Тоже самое происходит и с авиационным топливом. Сначала свою прибыль за топливо хотят получить на границе, следом идут свои налоговые затраты внутри государства, а потом уже в самом аэропорту производится плата за хранение топлива и прочие услуги. Сейчас у нас цены немного снизились, но разница в стоимости авиаобслуживания с Европой все равно остается в пределах 30%. И какому лоукосту это понравится? Также около десяти лет говорят о высокой ставке НДС на внутренние авиаперелеты.

— Почему министр инфраструктуры так категоричен в вопросе альтернативных аэродромов, в частности, в Белой Церкви или же в Гостомеле?

— В прошлом году была принята программа развития аэропортов, которая предполагала 8 млрд гривен финансирования. Минимальные расходы из этой стоимости предполагалось направить на ремонт взлетно-посадочной полосы в Одессе – 300 миллионов гривен. Программу приняли, но она не работает. И деньги почему-то не нашли. Хотя терминал в Одессе сдали. И тут неожиданно к этой программе хотят присоединиться Житомир, Белая Церковь, Умань и Узин, что вызывает бурный гнев у министра, потому что ломается его схема. Аэродром в Белой Церкви – это военный комплекс со своей коррупцией, требующий немалого финансирования. Хотя там есть уже готовый аэродром, и просто-напросто нужна договоренность военных с частным инвестором. Перевести рейсы в Гостомель теоретически возможно, но нужно понимать, что аэродром в Гостомеле – это летно-испытательная база структуры «Укроборонпрома», имеющая одну полосу. Предположим, что самолеты Ryanair летают каждый час. В это время ДП «Антонов» может проводить летные испытания своих бортов. Если вдруг во время испытаний на полосе случается какая-то непредвиденная ситуация – аэродром блокируется, и вся схема лоукоста моментально рушится. Поэтому соседство с испытательной базой тоже сомнительно. К тому же и хорошей дороги на Гостомель нет.

— Вячеслав, если вспомнить, что на пороге безвизовый режим с ЕС, можем ли мы предположить, что уже со дня на день мы сможем летать по низким тарифам авиакомпании  Ryanair?

— C началом безвизового режима, вряд ли этот лоукост будет летать очень часто. Должен отметить, что сам по себе приход Ryanаir в Украину – это совпадение многих факторов, как со стороны Украины, так и со стороны авиакомпании. С нашей стороны, министру инфраструктуры нужно пиариться и имитировать бурную деятельность. Вопрос о привлечении хоть какого-то лоукост-перевозчика стоит давно, так как, например, ушел WizzAir. Каждый предыдущий министр приходил на должность и говорил, что придет Ryanаir, а в самой авиакомпании в это время крутили пальцем и виска, вспоминая нашу коррупцию. Но дело в том, что авиакомпания Ryanаir уже доросла до объемов авиакомпании Lufthansa, и в Европе им тесно. Соответственно, нужно каким-то образом расширяться. Они открыли базы в Прибалтике и Польше, чтобы можно было как-то целиться на восточный регион, но этого не достаточно. Накануне также случился брексит, который тоже создал немало волокиты. И тут появляется Киев, к тому же с большими объемами. Вот собственно, таким образом, геополитика совпала с нашей коррупционной реальностью.

Но несмотря на всю нашу коррупцию, Ryanаir все-таки зайдет на наш рынок. Разумеется, когда авиакомпания заходит на новый рынок, она более года летает себе в убыток. Соответственно, они заложат себе этот фактор в бизнес-план. Но вопрос в другом: будет ли продолжение развития этой авиакомпании в нашей стране (откроется база перевозчика, будут создаваться рабочие места и т.д.)я. или повторится судьба авиакомпании WizzAir, которая в начале работала на нашем рынке как украинский перевозчик, а потом просто ушла, оставив рейсы своей венгерской материнской авиакомпании, собственно большинство налоговых поступлений из Украины и ушли.

Читайте также по теме