Не секрет, что общественный транспорт – это кричащая проблема нашей страны. Это ощущают на себе практически все жители Украины. Многие украинцы, бывая в европейских странах, видели, насколько у них высокий уровень состояния муниципального транспорта в плане чистоты и удобства, насколько там четко по расписанию ходят автобусы, трамваи и троллейбусы. О плачевной ситуации с общественным транспортом в столице и путях решения этой важнейшей проблемы корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
— Вячеслав, почему городские власти совсем не справляются с заторами на дорогах и в то же время налицо плачевная ситуация с общественным транспортом в Киеве?
— Киев сегодня капитально застрял в пробках, и общественный транспорт – это выход из этой ситуации, потому что с самого начала — еще несколько лет назад — специально принимали нормативные акты — предполагалось почти два десятка основных магистральных маршрутов общественного транспорта, куда не допускаются другие виды транспорта. Должна быть магистральная разводка – пустая дорога, чтобы можно было по-быстрому вывозить пассажиров, чтобы люди не стояли в пробках. А у нас получается, принять – приняли, но выполнять не хотят.
— Водители с этими пробками доведены просто до нервного истощения…
— Да, ситуация накаляется. Власти, видимо, хотят создать такой ажиотаж, чтобы довести до ручки водителей, чтобы они подняли крик, а чиновники вытаскивают из-под полы некое техническое решение: «вот, ребята, смотрите, у нас есть документ, но, правда, надо пару лишних миллиардов». Просто людей накручивают.
— Как, на ваш взгляд, можно разгрузить столичные дороги?
— Есть элементарное решение разгрузить дороги и решить проблему. Просто можно было бы даже не отгораживать полосу общественного транспорта, а поставить там большим бордюром «лежачие полицейские». Чтобы принципиально не загораживать эту полосу, но, чтобы водители понимали, что здесь ездить не надо. Стоит это не так много, хотя другой вопрос, что у нас любят «осваивать» деньги. Если положить «лежачий полицейский» на пешеходном переходе, то стоит это где-то 30-40 тыс. грн, а они осваивают по 200 тыс. грн и больше.
— В столице до сих пор нет видеофиксации на дорогах…
— Да. Был вариант видеофиксации на дорогах, но по поводу видеофиксации Кличко поссорился с Аваковым. Они никак не могут между собой договориться, кто будет контролировать эту видеофиксацию, кто будет закупать эти камеры. И в этом жуткая проблема. Тем не менее, ее сейчас пытаются как-то решить.
— В Киеве большие автобусы очень редко ходят, бывает, ждешь до 40 минут…
— Сегодня в столице дефицит больших автобусов, их просто не хватает. Киеву сегодня надо как минимум 300 единиц общественного транспорта. К сожалению, сегодня из 500 или 600 больших пассажирских автобусов, которые есть в Киеве, приблизительно половина стоит под забором. Их никто не ремонтирует. У метро «Бориспольская» можно посмотреть на целое кладбище крайне необходимого сегодня киевлянам общественного транспорта. На крышах этих автобусов уже выросли деревья. Увы, эта транспортная система столицы постепенно деградирует.
— Большие пассажирские бусы — это же коммунальная собственность Киева…
— Да, это коммунальная собственность. Проблема в том, что обещания, которые были даны мэрией, не выполняются. Первый раз подняли тарифы на проезд в муниципальном транспорте, и пообещали, что купят 200 единиц транспорта. Второй раз подняли тарифы до 8 грн — и пообещали 300 единиц транспорта приобрести, но купили пару десятков в лучшем случае. То есть, просто не исполняются обещания городской власти.
Совсем недавно в мэрии объявили, что мы еще берем кредит на закупку общественного транспорта. Мало было повышений на проезд, так еще и вешают на город несколько сот миллионов кредита. И в этом жуткая проблема.
— Сегодня киевские мосты совсем не справляются с нагрузкой, тем более транспортный коллапс подогревается одновременным ремонтом сразу несколько мостов…
— Безусловно. На время ремонта аварийных мостов в столице, чтобы разгрузить дорожную сеть, надо часть пассажиров пересадить на общественный транспорт. Так делают в Европе.
Дело также в том, что киевские мосты проектировались под одни объемы, а эксплуатируются в 2-3 раза интенсивнее. Так, Южный мост постепенно разрушается, потому что по нему идут все грузовые потоки, но на это он не рассчитан. Самая главная проблема столицы в том, что как дорожная сеть, так и мостовая проектировались под другую интенсивность движения. За годы независимости она увеличилась в 2-3 раза. По разным оценкам, 170 мостов и путепроводов в Киеве нуждаются в срочном ремонте, а 5-7 мостов в столице – это уже более-менее аварийные.
В этом году в столице будет отремонтировано около 10 путепроводов и мостов, следовательно, количество пробок в Киеве будет серьезно увеличиваться. На мой взгляд, Киеву нужны, как минимум, 4 новых моста – два окружных и два внутри города – Троещинский мост и мост с Теремков на Осокорки.