В. Коновалов: «Украине грозит чартерный коллапс»

Украинцы снова страдают от задержек вылетов самолетов, а в последнее время количество таких инцидентов увеличилось. Большинство подобных ситуаций связано с рейсами чартерных авиакомпаний, но случаются они и с перевозчиками, которые осуществляют полеты на регулярной основе. Пассажиры имеют право на компенсацию нанесенного им ущерба, но на практике добиться выплат крайне сложно. ГолосUA решил разобраться, почему украинские туристы этим летом  регулярно страдают из-за задержек рейсов и как добиться компенсации? И расспросил об этом эксперта общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслава Коновалова. 

— Вячеслав, почему украинские туристы этим летом регулярно страдают из-за задержек рейсов?

— Задержки рейсов происходят, потому что украинские туроператоры заказали слишком много чартеров, а авиакомпании не всегда справляются. Проблема с авиакомпаниями- клонами появилась давно. Смысл в том, что министр Владимир Омелян сильно отпустил контроль рынка. У нас чиновники любят получать взятки и одновременно быть белыми и пушистыми. За каждый документ госавиаслужбе нужно платить. После взяток чиновники закрывают глаза на многие очевидные вещи. Контроль за чартерами размыть между несколькими ведомствами. То есть между госавиаслужбой и Минэкономики, но координации между этими чиновниками нет. В итоге туроператоры заказали слишком много чартеров, а авиакомпании не всегда справляются. Госавислужба не всегда реагирует, что техническое состояние самолетов на грани поломки, из-за этого у нас не хватает резервных бортов. Неисправный самолет не полет. Его ремонт занимает определенное время. Очень часто бывает такая история, что выходит из строя воздушное судно из-за мелкой технической проблемы, нужно ждать, пока придет запчасть или проведут какие-то регламентные работы, и вся чартерная цепочка летит коту под хвост.

— Что мешает авиакомпаниям закупить дополнительный авиатранспорт?

— Многие авиакомпании экономят на техническом сопровождении самолетов.  Они ломаются и вылетают из расписания, им нужна замена. Но еще весной говорилось, что на рынке не хватает около  трех бортов.  Госавислужба вместе с Омеляном сильно пропиарились, заявив, что поддерживают новую украинскую компанию SkyUp, которая завезет в страну определенное количество бортов. Около 5 единиц. Госавиаслужба устроила SkyUp «гестапо» с оформлением документов и он вместо обещанных 5 бортов, завез только два.  В итоге на рынке авиаперевозок образовалась дыра и как только происходит технический сбой, заменить борты просто нечем: сыплются чартерные рейсы, отменяются перевозки, и в первую очередь от этого беспредела страдают туристы. Госавиаслужба должна была наладить эффективную работу по моментальной компенсации пассажирам, которая прописана в воздушном кодексе. Однако по факту Госавиаслужба от этого отказывается, заявляя  о том, что это должны делать другие службы.  Ответственность за задержки рейсов размыта.

— Почему украинцы не могут добиться компенсации?

— Отечественное законодательство, в частности Воздушный кодекс, предусматривает штрафные санкции в отношении перевозчиков-нарушителей, в том числе в пользу пострадавших пассажиров. Сама Госавиаслужба имеет право оштрафовать авиакомпанию за ненадлежащее отношение к пассажирам, что обычно на практике не происходит. Некоторые перевозчики «решают» вопросы, а в некоторых случаях авиационные власти Украины не хотят ссориться с лоукостерами, которые пытаются уклониться от исполнения соответствующих требований отечественного законодательства, мотивируя это тем, что их деятельность регулируется европейскими нормами.

Авиакомпании, желая сохранить репутацию, добровольно выплачивают компенсации пассажирам. Иногда такие функции, также добровольно, берет на себя менеджмент того или иного аэропорта. Но в целом этот процесс нужно упорядочить. Госавиаслужба должна в аэропортах открыть «специальное окно», в которое все пассажиры могли бы обращаться.

— Когда в Украине прекратиться задержка рейсов?

— Пока Омелян является министром инфраструктуры, они не прекратятся.  В министерстве просто занимаются поборами авиакомпаний, но не выполняют свои функциональные обязанности. Берут деньги и просто ничего не делают.

— Почему в других странах нет регулярных задержек рейсов?

— Потому что у них нет Омеляна. Ведь если министр популист, то ничего хорошо в стране не будет. Напомню, что когда в стране произошел первый чартерный коллапс, он заявил, что запретит эксплуатацию самолетов старше 20 лет. На сегодняшний день из 80 бортов — 40 старше 20 лет. Сейчас уже дефицит 3 бортов минимум, по другим оценкам он составляет 5-7, а Омелян предлагает 40 бортов выкинуть с рынка. В итоге будет сплошной чартерный коллапс.

 

Читайте также по теме